Художник-декоратор россошанского драмтеатра Любовь Копань мастерит ватные игрушки в стиле советского ретро. Технология, по которой она работает, похожа на старинную, однако клей ПВА и роспись акрилом выводят украшения на современный уровень. А учитель изобразительного искусства одной из школ Каширского района Инга Косякова создает новогодние шары в самобытной японской технике кимекоми.
За тем, как в умелых руках рождается праздничное волшебство, понаблюдали корреспонденты РИА «Воронеж».
Ручная работа для приемной Деда Мороза
Глядя на эти игрушки, не сразу поймешь, из чего они созданы. Легкие, яркие, с четко вылепленными и прорисованными деталями. Фигурки мальчиков в шапке-ушанке на лыжах или в костюме зайца с морковкой в руках, девочек в шубке и шапке с помпоном или в теплом платке, валенках и рукавицах. Кажется, стоит только взмахнуть волшебной палочкой, и все они оживут прямо здесь и отправятся на поиски зимних забав.
Эти необычные ретро-игрушки мастерит художник-декоратор россошанского драматического театра РАМС Любовь Копань. А сделаны они не из стекла и не из пластика, а из самой обыкновенной ваты, как в далекие довоенные годы.
– Основой для фигурок, как и раньше, служит проволочный каркас, так называемый «скелетик», на который слой за слоем укладываются бумажные салфетки и вата, хорошенько пропитанные разбавленным водой клеем ПВА. Благодаря податливости материала и фантазии форму изделию можно придать любую, – рассказала Любовь Копань. – Когда я делаю очередную игрушку, у меня в голове нет четкого понимания, какая она будет. Все идеи приходят уже в процессе изготовления. Исключение составляют лишь фигурки на заказ, но я их делаю крайне редко, так как процесс это очень кропотливый, совсем не быстрый, да и продавец из меня плохой.
На изготовление одной ватной игрушки уходит в среднем неделя. Любовь создает сразу по несколько мягких сувениров, потому что они долго сохнут, а просушить изделия как следует – очень важно. Если в декабре в этом нет никакого труда (заготовки быстро сушатся на батарее), то осенью, в межсезонье, когда отопление еще не включили и в кабинете прохладно, процесс сушки более длительный.
Игрушки из ваты декоратор впервые попробовала сделать всего два месяца назад. Чтобы понять все нюансы нового ремесла, посмотрела не один мастер-класс в интернете. Признается: процесс несложный, главное в этом деле – терпение, ну и, конечно, творческое начало.
– Все этапы создания новогодних игрушек доставляют мне удовольствие. Люблю вылепливать детали, раскрашивать фигурку акриловыми красками, наносить губкой белую гуашь, как будто бы игрушку припорошило снегом. Кстати, лица у своих героев я создаю при помощи специальных форм, которые купила через интернет. Изготавливаю массу, по типу папье-маше, которая в формах затвердевает. Прорисовываю детали лица – глаза, брови, губы, румяный кончик носа и щеки – уже вручную, – поделилась Любовь Копань.
Образы для своих игрушек художница часто находит в интернете, смотря фотографии старых ватных украшений, а также вспоминает героев любимых русских сказок и мультфильмов. Вот, к примеру, среди фигурок на ее рабочем столе выделяется крокодил из «Мойдодыра». Это идея режиссера театра Евгения Хунгуреева – сделать из ваты персонажей известного произведения Корнея Чуковского. Но мастерица признается: неохотно берется за привязку к конкретному образу. Боится, что не будет простора для творчества.
– Изготовлением ватных игрушек я занимаюсь на работе в перерывах между созданием декораций для спектаклей, – добавляет Любовь Копань. – Спешу, потому что уже со дня на день мои фигурки должны будут украсить новогоднюю елку в приемной Деда Мороза, которая откроется в нашем театре.
Любовь вспоминает, что вдохновилась этим ремеслом из советского прошлого на фестивале мастеров, который несколько лет назад проходил в парке «Юбилейный». Именно там она впервые увидела новогодние игрушки из ваты на современный лад, созданные одной из рукодельниц. Цена на ручную работу была немалая, а сувениры очень приглянулись ей.
– Моя самая любимая тема – советское детство. Смотрю на фигурки этих ребят и думаю: точно как мои друзья с улицы. Вспоминаю себя маленькую, глядя на них. Ностальгия сразу по советскому прошлому, по тому времени, когда мы еще были детьми. Кстати, тогда уже и стеклянными, и пластмассовыми игрушками наряжали елку, но ватные, хранившиеся по десятку лет в каждой семье, мы тоже обязательно доставали каждый год. Это наши традиции. И то, что мода на ватные игрушки возвращается сегодня, – тому негласное подтверждение. Ретростиль не дает забыть о советском времени и его атрибутах.
Можно «перенарядить» елку несколько раз
Инга Косякова – учитель изобразительного искусства Колодезянской школы, депутат райсовета, а в свободное время она с головой погружается в творчество. Новый год для Инги – один из самых любимых праздников.
– Я с детства обожаю наряжать елку, никому не позволяла это делать. Моя сестра и дочь даже и не стремятся этим заниматься. Возможно, потому что я всегда брала украшение елки в свои руки. Мне казалось, что они не смогут украсить так, как хотелось бы мне. Вообще, если я что-то делаю, всегда отказываюсь от помощи. Мне хочется сделать так, как это вижу я. Когда была ребенком, у нас дома всегда стояла елка под самый потолок. Кроме игрушек, мы вешали мандарины, конфеты. Потом я садилась на диван и срисовывала игрушки – тогда они были просто необыкновенными, – вспоминает педагог.
Сегодня Инга Косякова сама создает новогодние игрушки в японской технике кимекоми, которую открыла для себя случайно. Инга любит просматривать литературу по рукоделию в книжных магазинах. Однажды ей на глаза попалась небольшая книжечка «Кимекоми. Удивительные шары из ткани». Начала ее листать и тут же заинтересовалась новым для себя видом творчества. Сразу пошла в магазин для рукоделия и купила две заготовки шаров из пенопласта.
– Первые работы меня не устроили: не понравилось, как ложились ленты, – сказала мастер. – Начала экспериментировать. И с тех пор не могу остановиться. Работа закипела так, что не оторваться. Делала шары, подходящие по цвету под интерьер. В магазинах покупала разные полубусины, тесемочки, веревочки – все, что блестит. Хотя раньше на это и внимания не обращала. Идеи обычно приходят неожиданно. Вот, например, обратила внимание на кофточку, давно висевшую в шкафу. Носить не буду, выбросить жалко. Распорола и сделала из ткани шары.
Пока в доме стоит елка, Инга может ее несколько раз нарядить: поменять местами игрушки или повесить новые, которые только что смастерила. В основном этим творчеством она занимается в преддверии новогодних праздников: в ноябре и декабре. Но если у нее возникли интересные идеи в январе, то тогда на елке появляются новинки.
Как уверила рукодельница, техникой кимекоми может овладеть каждый, потому что она не требует специальных навыков – только нужны усидчивость, терпение и фантазия. Главное – пробовать и не бояться, что не получится, а если уж не выйдет или не понравится, можно найти себе другое занятие, по душе.
Инга Косякова занимается самыми разными видами творчества: батиком, фелтингом, квиллингом, бисероплетением, пластилиновой живописью, шитьем, вязанием крючком и спицами.
Фелтинг
Батик
Пластилиновая живопись и квиллинг
– Я занимаюсь творчеством с раннего детства. Окончила Бутурлиновское художественное училище, уже 34 года преподаю в школе изобразительное искусство и технологию. Люблю свою работу. Я вообще не могу просто сидеть и что-то слушать или смотреть телевизор. Постоянно что-то делаю. Как-то нашла такое высказывание и поняла, что оно отражает меня на 100%: «Не так важно, какой у тебя талант – первого сорта, второго или третьего, – но жизненно важно найти свой уровень и делать то, что в твоих силах», – убеждена мастер.