Проект программы, посвященной созданию профилактической среды для сферы репродуктивного здоровья и демографии, обсудили на региональном совещании в Воронежском государственном медуниверситете имени Бурденко в пятницу, 2 марта. Главный специалист Минздрава России по репродуктивному здоровью, доктор медицинских наук, профессор Олег Аполихин рассказал, почему в стране такие серьезные проблемы с демографией и как их можно решать. Самые интересные фрагменты выступления – в материале РИА «Воронеж».
О причинах болезней
– Сегодня, по данным ВОЗ, существуют несколько основных причин болезней людей. Одна из них – гиподинамия: снижение физической активности. Вторая причина – изменение пассионарного поведения, вызванное алкоголизмом, наркоманией. Здоровье человека только на 15% зависит от уровня медицинской помощи, остальное – от социальной среды.
О профилактике
– Сама стратегия здравоохранения в целом и репродуктивных направлений в частности должна измениться. Главное – не только лечить, но и не дать заболеть. Профилактика должна стать во главу угла.
В начале января 2018 года министр здравоохранения России Вероника Скворцова заявила о переходе медицины на принцип четырех «П»: медицину профилактическую, медицину предвидящую, медицину, направленную на персональное знание человека, но самое главное – на медицину партисипативную, или партнерскую (когда пациент участвует в заботе о своем здоровье в равной мере, что и врач). Врач может стараться вылечить, но если пациент будет сознательно наносить себе вред неправильным образом жизни, пагубными привычками, толку не будет.
О мужском здоровье
– Пока системная работа в сфере здравоохранения выстроена преимущественно с женщинами: в детских поликлиниках работают кабинеты здоровья для девочек, для женщин функционируют высокотехнологичные перинатальные центры и женские консультации. А мужским здоровьем медики начинают заниматься вплотную только с 14 лет, государственных программ по охране мужского репродуктивного здоровья в нашей стране, к сожалению, нет. Чтобы изменить ситуацию, необходимо организовать госпрограмму, направленную на профилактику и лечение мужских заболеваний, обучение врачей-андрологов, аналогичную хорошо работающей программе «Материнство и детство».
О поколении 90-х
– Пожилых людей становится больше, а количество молодых в процентном отношении к старикам – меньше. В репродуктивный цикл вошло поколение 1990-х годов, а оно очень малочисленное. Нарушилась пропорция, которая была в 1940-1950 годах. Стариков стало много, они болеют, государство им, естественно, выплачивает пенсии. Обеспечивать пожилых людей должны молодые, а их мало. Если тенденция с малым рождением будет продолжаться, то через пару десятилетий наше поколение будет некому социально содержать.
О вреде ранней половой жизни
– Проблема репродуктивного здоровья лежит не в плоскости здравоохранения, а в плоскости поведения и образа жизни человека, который за последние полвека принципиально изменился. К сожалению, сегодня в обществе превалирует культ потребления, социального эгоизма, приоритета карьеры и материальных ценностей перед желанием иметь семью, заводить детей.
Сегодня возраст вступления в интимные отношения снизился. Сексуальный дебют у девушек наступает в 15-17 лет, у юношей – в 14-16 лет. А возраст вступления в брак, наоборот, повысился. Для девушек – до 24-26 лет, для юношей – до 26-29 лет и выше. К моменту вступления в брак оба партнера, как правило, уже имеют какие-то заболевания. А у девушек были нежелательные беременности и последующие аборты. Рождение здорового ребенка становится проблемой: более 70% женщин имеют предродовую патологию.
О причине нежелания женщин рожать
– Какими бы технологическими возможностями мы ни обладали, какие бы современные перинатальные центры ни строили, демографию мы не изменим, пока у нас не будет четко направленной семейной политики. Раньше женщины рожали в поле и была высокая младенческая смертность, но при этом народонаселение все равно росло. Сейчас наш суммарный коэффициент рождаемости мы пополняем только за счет населения Северного Кавказа, потому что у них крепкие семейные традиции.
Женщина запрограммирована на материнство. Но если она одинока, то рожать не захочет. По данным социологического опроса, на вопрос: «Сколько бы вы хотели иметь детей?», 84% российских женщин ответили «только двоих», 4% – «троих и более», остальные 12% вообще не хотят иметь детей. Когда у них спросили, почему они не хотят рожать, ответ шокировал: «А для кого рожать?». Мужчины перестают задумываться о социальной ответственности, бросают женщин.
О снижении численности населения
– Репродуктивное здоровье – вопрос, требующий самого серьезного внимания со стороны государства, от него зависит будущее России. На географической карте наша страна самая большая, территория России составляет 1/6 часть планеты. Но по демографическим показателям она занимает всего лишь девятое место после Индии, США, Бангладеш, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Нигерии, Китая. И если ситуация не изменится, к 2030 году, по расчетам демографов, Россия по численности населения переместится уже на 18-е место.
Это критичная цифра, потому что Россия – единственная страна мира, которая повышала градус ВВП. Основной валовой национальный продукт, за счет которого существуют все социальные отчисления (здравоохранение, социальный сектор), формируется путем экстенсивного воспроизводства наших природных ресурсов – нефти, газа, золота, полезных ископаемых. А этот процесс экстенсивный, он требует присутствия человека. Поэтому, как отметил президент Владимир Путин, для нашей страны вопросы социальной справедливости, пассионарности во многом связаны с тем, будем ли мы существовать как держава или не будем. Для России потеря 10 млн человек критична с точки зрения национальной безопасности. Мы страну просто не удержим. Сейчас в Сибири и на Дальнем Востоке есть целые территории, где населения уже нет.
О теоретическом и практическом коэффициентах рождаемости
– Благодаря усилиям Минздрава РФ удалось достигнуть исторического минимума по показателям материнской и детской смертности, которые сегодня даже ниже среднеевропейского уровня. В стране создана трехуровневая система охраны материнства и детства, продолжает развиваться программа маткапитала, выделяются квоты на вспомогательные репродуктивные технологии – ЭКО.
Но, несмотря на бесспорные успехи в сокращении репродуктивных потерь, рождаемость в России ниже уровня элементарного воспроизводства населения. По оценке демографов, для обеспечения воспроизводства населения необходим коэффициент рождаемости, превышающий 2,5, – теоретически каждая женщина репродуктивного возраста должна иметь двоих и более детей. Однако по факту коэффициент рождаемости составляет чуть более 1 – у женщины либо ни одного ребенка, либо один. Поэтому здесь уже не власть, а сами люди должны изменить репродуктивно направленное поведение. Мы, врачи, и социальный блок можем воздействовать на репродуктивные потери, а репродуктивное поведение, желание иметь детей зависит уже от самих граждан.