Ночь в музее
В трех действующих следственных изоляторах Воронежской области содержатся около тысячи подследственных. СИЗО-1 и СИЗО-3 находятся в Воронеже, СИЗО-2 – в Борисоглебске.
Камера в СИЗО-1
Фото — Андрей Архипов
Здания СИЗО-1 и СИЗО-2 имеют богатую историю. Строительство воронежского тюремного замка, в котором располагается один из корпусов СИЗО-1, началось в 1854 году. Стены метровой толщины и старые решетки на окнах остались с тех времен. Борисоглебский СИЗО-2 был построен в 1856 году и сегодня тоже отчасти является действующим музеем исполнения наказаний.
Фото — Андрей Архипов
В том же Борисоглебске завершается строительство нового изолятора на 500 человек, который станет одним из лучших в России по условиям содержания арестантов. Главное отличие Борисоглебского СИЗО-4: вместо 4 кв. м на одного «сидельца» будет приходиться «евростандарт» – по 7 кв. м. В изоляторе запланированы спорткомплекс, собственная котельная, прогулочные дворики на 370 человек, более 400 видеокамер и четыре рубежа охраны.
Территория СИЗО-1
Фото — Андрей Архипов– Строительство СИЗО-4 в Борисоглебске началось в марте 2011 года, – рассказал РИА «Воронеж» начальник УФСИН России по Воронежской области Геннадий Казаков. – В 2015 году в строительстве возникли перебои, но сейчас все наладилось – по графику новый следственный изолятор должен быть сдан в эксплуатацию до конца 2016 года.
«В последние годы все чисто»
В конце 90-х в СИЗО-1 Воронежа при лимите наполняемости в 766 человек одновременно находилось до 3,5 тысяч подследственных. Тогда и условия содержания, и питание были хуже.
Фото — Андрей Архипов
– Сейчас у нас в каждой камере появились отгороженные санузлы, внутри стоят унитазы, постоянно есть холодная и горячая вода, благодаря собственной модульной котельной проблем с отоплением нет вообще, – объясняет начальник СИЗО-1 Андрей Ветров. – Питание вполне приличное, на сумму от 75 до 120 рублей в сутки. Несовершеннолетние и больные получают дополнительное питание, есть специальные камеры для курящих и некурящих.
Фото — Андрей Архипов
Камеры СИЗО-1 – площадью от 10 до 40 кв. м.
Фото — Андрей Архипов
Фельдшер-лаборант Екатерина Штейнберг, держа в руках чемоданчик, в сопровождении охранника проходит по коридорам одного из корпусов.
Фото — Андрей Архипов
– Я беру пробы питьевой воды в столовой и камерах, потом их изучают наши лаборанты на предмет наличия бактерий, – объясняет Штейнберг. – В последние годы все чисто, а в 2000-х, помнится, тут находили даже дизентерийную палочку.
Камерная тема
Двери камер двух корпусов СИЗО-1, где содержатся подследственные, имеют так называемую «кормушку» – открывающееся снаружи окошко, куда из коридора подается еда.
Фото — Андрей Архипов
Закрываются они на два замка и три щеколды. При открытии двери любой камеры в коридоре по инструкции должны находиться минимум три сотрудника.
Фото — Андрей Архипов
– Побегов из изолятора я вообще не помню, – говорит заместитель начальника СИЗО-1 Александр Лушин. – Да и как отсюда убежать: крепкие запоры на дверях, на территории видеокамеры, даже канализационные люки во дворе изолятора перекрыты мощной поперечной скобой.
Фото — Андрей Архипов
В одной из камер корреспонденты РИА «Воронеж» насчитали 14 подследственных. Аккуратно заправленные кровати, бачок с питьевой водой на полу, более-менее убранное «отхожее место», возле окна – телевизор. По стене проходит труба принудительной вентиляции, которую включают в жаркие летние дни.
Фото — Андрей Архипов
Большинство подследственных этой камеры – молодые ребята-«первоходы», впервые оказавшиеся за решеткой. Поэтому на вопрос об условиях содержания в СИЗО-1 в сравнении с другими изоляторами ответить они не смогли.
Фото — Андрей Архипов
– Меня первый раз «закрыли», так что сравнивать особо не с чем, – объясняет подследственный Сергей. – Скорее бы суд состоялся – в СИЗО я уже несколько месяцев.
Фото — Андрей Архипов
Подследственных, проходящих по одному делу, определяют в разные камеры, чтобы они не могли договориться о показаниях.
Фото — Андрей Архипов
В СИЗО-1 более 20 прогулочных двориков, где по расписанию гуляют подследственные. Дворик – закрытая комната площадью около 30 кв. м без крыши, чтобы люди хоть иногда – хотя бы через решетку над головой – могли видеть солнце. На случай дождя – козырьки, под которые можно спрятаться.
Фото — Андрей Архипов
Но от правосудия обитателям СИЗО-1 спрятаться не удалось, поэтому их сегодняшняя жизнь отделена от тех, кто находится на свободе – метровыми стенами и толстыми решетками середины XIX века.