Поправки в закон об «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступили в силу в пятницу, 28 апреля. Теперь денежную компенсацию на ремонт автомобилисты будут получать только в виде исключения. В большинстве случаев страховые компании станут работать напрямую с автосервисами – отдавать машины в ремонт и нести ответственность за его качество.

Что изменится для попавших в ДТП автомобилистов, в чем «плюсы» и «минусы» нового закона, стоит ли ждать повышения стоимости ОСАГО, выяснила корреспондент РИА «Воронеж».

Что изменилось для автомобилистов

Автомобилисты, оформившие полисы после 28 апреля, после аварии по-прежнему будут обращаться в страховую компанию, но писать заявление не на получение денежных выплат, а для направления в автосервис.

В течение 20 дней после ДТП страховщик должен предоставить направление. Затем в течение 30 дней после обращения в автосервис машину должны отремонтировать. Если поврежденный автомобиль не старше двух лет, его обслужат в дилерском центре, в остальных случаях – в любом сертифицированном автосервисе, с которым у страховщика есть договор или который выбрал клиент, – но только с согласия страховщика. Станция технического обслуживания (СТО) должна находиться в пределах 50 км от места аварии или места жительства автовладельца – в противном случае страховая компания должна за свой счет доставить автомобиль в автосервис.

Гарантия на ремонт – шесть месяцев, на кузовные работы и лакокрасочные материалы – 12 месяцев. За качество ремонта отвечает страховая компания. При поступлении двух и более жалоб на ремонт страховщик лишается права на «натуральное возмещение», возвращаясь к денежному.

Новый закон распространяется только на владельцев легковых автомобилей.

Фото – Екатерина Трещикова (из архива)

Кто может рассчитывать на денежные выплаты

Деньги полагаются автовладельцу:

– если невозможно восстановить автомобиль;
– если стоимость ремонта превышает лимит по ОСАГО – 400 тыс. рублей;
– в случае гибели участников ДТП или если они получили тяжкие или средней тяжести травмы;
– отдельным категориям инвалидов;
– в случае, если страховщик не сможет организовать ремонт на станции СТО, предложенной им ранее;
– при письменной договоренности страховщика и клиента.

Чего стоит опасаться автомобилистам

Закон запрещает использовать при ремонте бывшие в употреблении комплектующие, однако «иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего». Например, страховщик может включить в договор пункт о согласии клиента использовать старые запчасти, и автомобилист, не вчитываясь, подпишет бумаги.

Доказать, что в автосервисе использовали «бэушные» запчасти можно при проведении независимой экспертизы, но это платно, и без веского повода вряд ли кто будет браться за это – экспертиза может и не подтвердить подозрения. Кроме того, качество комплектующих в законе также не прописано.

– Нет никакой уверенности в том, что пригнанная в сертифицированный автосервис машина будет ремонтироваться именно там, а не в гараже. Не все было гладко и при денежных выплатах, но я знаю много случаев, когда водители получали полную компенсацию стоимости ремонта авто с учетом новых запчастей и их установки квалифицированными специалистами. Да, некоторые сознательно покупали бывшие в употреблении или неоригинальные запчасти и ремонтировали машину своими силами. В любом случае, это был осознанный выбор, – рассказал автомобилист с семилетним стажем Дмитрий Кузнецов.

Фото – Екатерина Трещикова (из архива)

Почему выплаты заменили ремонтом

По мнению сторонников закона, новые правила получения компенсации по ОСАГО сведут к минимуму работу автоюристов.

– В теории поправки к закону исключают возможность деятельности автоюристов: после ДТП автомобилист приезжает к страховщику, получает направление на ремонт, и на этом история заканчивается. Но на практике надо понимать, что аварийных комиссаров очень много, и они будут искать новые способы заработать, – рассказал директор Воронежского регионального филиала «Согласие» Артем Цыганков.

По мнению председателя воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николая Киселева, если раньше автоюристы оспаривали стоимость ущерба, то теперь будут судиться за качество ремонта.

– Сами автоюристы шутят, что сейчас массово проходят переквалификацию. Автоюристы появились как следствие хронической недоплаты страховщиками компенсации автомобилистам. Чтобы избавиться от «аваркомов», должны пройти годы честной работы страховых компаний – тогда не будет необходимости в посредниках. Новые правила кардинально ничего не изменят, – отметил Киселев.

Юрист, редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов предположил, что автоюристов станет меньше, но «не раньше чем через восемь месяцев, а то и год»: в течение этого времени «аварийные комиссары» будут помогать водителям с полисами ОСАГО, заключенными до 28 апреля.

Что изменится на страховом рынке региона

Страховщики надеются, что новые правила – это радикальный поворот к регулированию страховой деятельности. Однако общественники и правозащитники настроены более пессимистично.

Юрий Новиков, сопредседатель реготделения общественной организации «Город и транспорт»:

Практически любые искусственно созданные конструкции не работают. Новым законом страховщики пытались нанести удар по автоюристам. Однако первоначальная идея сильно видоизменилась, и появился очередной нежизнеспособный закон, от которого в «плюсе» не остался никто.


Общественник добавил, что в любом ДТП у стороннего наблюдателя и автовладельца будут разные мнения о том, что конкретно повреждено в машине – соответственно, возникнут разногласия, судебные споры об объемах необходимого ремонта.

– Как вариант, могут появиться новые независимые экспертизы, которые будут оспаривать заключение о необходимом ремонте, – предположил Новиков.

Николай Киселев заметил, что теперь в сертифицированные автосервисы и к дилерам направят все поврежденные в ДТП автомобили, и не факт, что СТО справятся с этим потоком, – это в свою очередь может отразиться на качестве. При разработке закона никто не просчитывал возможности ремонтного рынка в каждом регионе, поэтому не исключены и очереди.

Николай КИСЕЛЕВ, председатель воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов»:

– Если раньше водитель после ДТП мог сразу отдать автомобиль на ремонт за свой счет и дожидаться компенсации, то теперь машина будет простаивать около 50 дней, из которых в течение 20 – автомобилист получит направление на ремонт, и еще в течение 30 машину отремонтируют. Хотя даже эти сроки могут сдвигаться – некоторые детали придется заказывать и ждать несколько дней, а то и недель.

Подорожает ли полис ОСАГО в Воронеже

Напрямую изменения в законе об ОСАГО и цена полиса не связаны. Установленные Центробанком тарифы и коэффициенты, с помощью которых рассчитывается стоимость каждого полиса, остались прежними.

– Изменение стоимости ОСАГО – вопрос противоборства Центробанка и лоббистских интересов страховщиков. Последние уже делают все возможное, чтобы препятствовать получению страховок без допов. Не удивлюсь, если скоро страховщики заявят о том, что натуральное возмещение обходится дороже, чем денежные выплаты, – предположил Юрий Новиков.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».