, Воронеж
  • 15186

Религиозный подтекст. О чем расскажут воронежцам работы скульптора и художника Сушкова

Внучка автора стелы на площади Победы привезла из Италии десятки его произведений
Религиозный подтекст. О чем расскажут воронежцам работы скульптора и художника Сушкова Религиозный подтекст. О чем расскажут воронежцам работы скульптора и художника Сушкова
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

В Доме губернатора (проспект Революции, 22), где расположено подразделение музея имени Крамского, готовится к официальному открытию персональная выставка известного воронежского скульптора и художника Федора Сушкова «Иной взгляд на видение Нового Завета». Выставка, организованная благодаря внучке Сушкова Анне Сушковой-Назаровой, раскрывает философские идеи скульптора и художника на религиозную тему, ставшую заглавной в последние годы его жизни. Основная часть экспозиции – живописные полотна на библейские сюжеты.

Официальное открытие выставки запланировано на 30 июля, техническое уже состоялось. Почему живопись Сушкова более известна за границей, какие его картины можно считать биографическими и какие символы, по словам внучки, скрыты в его скульптурных композициях, – в материале РИА «Воронеж».

«Русский Микеланджело»

Персональную выставку Федора Сушкова из 44 полотен и эскизов монументальных работ открыла его внучка Анна Сушкова-Назарова, которая живет в Италии. С собой в Воронеж она привезла 75 полотен деда, но в небольшом выставочном зале удалось выставить только 44.

Анна уехала в Италию в 2000 году. Когда ее дедушка тяжело болел, приехала в Воронеж и успела записать за ним трактовку его живописных полотен. При жизни Федора Кузьмича внучка издала большой художественный каталог с репродукциями картин скульптора и его пояснениями. Книгу издали на русском, английском и итальянском языках.

После смерти скульптора Анна унаследовала все его полотна. Живя в Италии, она популяризирует творческое наследие Федора Сушкова, создала даже фонд его имени.

– Так сложилось, что живопись Федора Кузьмича больше знают на Западе – в России его полотна не видели. В Италии я организовывала выставки живописи Федора Сушкова в выдающихся итальянских музеях, познакомилась с выдающимися критиком и искусствоведом Витторио Згарби (является представителем Фонда Модильяни, Караваджо, Леонардо да Винчи), историком искусства и галеристом Филиппом Даверио и профессором Генуэзского университета искусств Лучано Капрелли, – рассказала Анна Сушкова-Назарова.

По ее словам, итальянские критики называют Федора Сушкова «русским Микеланджело», его работы считаются символом русского монументального искусства.

Философские зарисовки

Анна Сушкова-Назарова характеризует все живописные творения дедушки как воплощение «иного взгляда на видение Нового Завета». Почти все представленные на выставке работы связаны с темой религии и богоискательства. Федор Кузьмич считал, что бог един, а представители разных конфессий не должны враждовать друг с другом. Он также верил, что наука – результат творения бога.

На живописных полотнах зрители увидели Христа, Богоматерь, Иуду и даже пророка Мухаммеда. Рядом с ними – объемные модели креста, модели храма всех религий в виде бесконечности, Вселенной, какими их видел Федор Сушков.

– Все эти полотна – быстрые наброски философии дедушки. Их не надо рассматривать с точки зрения техники письма или художественной композиции. Ведь дедушка 40 лет работал скульптором-монументалистом и все это время не брался за кисть. Отразить свою философскую мысль в скульптуре он не мог. Поскольку не был писателем, отразил ее в художественных полотнах. Его идея стала понятна выдающимся критикам итальянского искусства. Они написали, что творчество Сушкова – «глоток свежего воздуха в нашем умирающем мире», – отметила внучка скульптора.

По ее словам, Федор Сушков вырос в глубоко верующей семье. Его дед был старостой сельской церкви в селе Новосолдатка Репьевского района, где и родился Федор Кузьмич.

– Мой прапрадед владел греческим, арабским и латинским языками. Он научил дедушку математике и письму.

В 1930-е годы семья сельского священника вместе с маленьким Федором попала под репрессии. Родители Федора трагически погибли. Федю воспитывал дед. Те трагические для страны годы художник изобразил на полотне «Шашка Гурда».

– Дедушка изобразил репрессии, раскулачивание, ссылки. Дед Федора Кузьмича сумел спасти из дома самые ценные вещи – шашку Гурду (самый дорогой булат в мире), которая ковалась в ХII веке, и икону Николая Угодника, – сообщила Анна Сушкова-Назарова.

Еще одна биографическая картина Федора Сушкова – «Штрафбат». В ней он отразил военные годы своей жизни. На войну Федор попал в 1941 году, сразу после окончания школы. На фронте командовал штрафным батальоном 8-й Панфиловской дивизии. Во время боя был контужен и получил опасное ранение – осколок гранаты чуть не задел сердце. С поля боя командира вынес товарищ.

– Дедушка вспоминал: во время контузии он получил такой сильный удар по каске, что думал, оторвутся шейные позвонки. Он говорил: «В это мгновение я все увидел». Он как будто вышел из своего тела, увидел, как будет идти его бой, что он будет тяжело ранен, но ни один из его штрафников не погибнет. И, действительно, все солдаты остались живы. Дед вспоминал: во время боя он видел, как мимо него слева и справа летят пули. Он рассказывал, что его спас Христос – его он изобразил на своей картине.

Апостолы и Мадонна

Рядом с живописными полотнами можно увидеть уменьшенные трехмерные модели монументальных работ Федора Сушкова – эскизы. Среди них – эскизы композиций скульптора на площади Победы и у памятника Славы.

Сейчас монументальная композиция на площади Победы изображает 12 фигур, среди которых – солдаты разных родов войск, народные ополченцы, партизаны, рабочий и рабочая, колхозница и женщина с младенцем. По словам Анны Сушковой-Назаровой, в них ее дедушка зашифровал библейский смысл: женщина с младенцем – практически копия Сикстинской Мадонны, а образы 11 человек рядом с матерью символизируют апостолов. В атеистическое советское время изобразить религиозные символы художники и скульпторы не могли: все эскизы проходили через цензуру. И когда Федор Сушков принес на художественный совет эскиз своей композиции, в ней рассмотрели религиозный подтекст. Чтобы младенец на руках матери не ассоциировался с Христом, его голову попросили изобразить покрытой платком – так младенец-мальчик превратился в девочку.

– Дедушка был вынужден переделать свой проект, но основа его композиции осталась духовной, – подытожила внучка скульптора.

Однако архитектор Николай Гуненков, работавший вместе с Федором Сушковым над проектом мемориала, в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» утверждал, что о религиозном подтексте своей скульптурной композиции Федор Кузьмич ничего не говорил.

– Эта композиция изображает союз тыла и фронта. Это солдаты, рабочие, сталевары, партизаны, медсестра, колхозница, мать с ребенком. Если хотите, это Родина-мать, – считает Николай Гуненков.

На выставке внучка скульптора показала и переосмысленный Федором Сушковым эскиз стелы на площади Победы. Ее венчает не орден Отечественной войны I степени, как сейчас, а изображение Бога-отца, который спускает на землю своего сына, Христа. Как бы могла выглядеть стела на площади Победы, можно увидеть в художественном каталоге, который привезла Анна Сушкова-Назарова. Сохранился и гипсовый эскиз фрагмента переосмысленной стелы – его можно увидеть на выставке.

По словам Николая Гуненкова, эскиз переосмысленной стелы Федор Сушков при жизни показывал только близким и друзьям.

Архитектор также рассказал, что в изначальном проекте стела и сам памятник составляли единое целое и были расположены рядом. Но впоследствии городские власти попросили переделать проект памятного комплекса: скульптурную группу отодвинули далеко на север, а стелу оставили на месте, обращенной на проспект Революции.

– Стела, которая должна была составлять один памятный комплекс с памятником, оказалась оторванной, одинокой. Понимая это, Федор Кузьмич пытался в эскизах усилить ее художественную и идеологическую значимость. И поэтому в средней части стелы по высоте поместил барельеф – образ Иисуса Христа, – рассказал Николай Гуненков.

Музей Федора Сушкова

Выставка в Доме губернатора будет работать до декабря 2021 года. А в начале 2022 года в Воронеже планируется создать дом-музей Федора Сушкова, каждый зал в котором будет посвящен этапам творческого пути скульптора и художника – созданию его монументов. Место под музей пока не найдено.

– Экспозиции музея расскажут зрителям о жизни дедушки и его творчестве. Например, Федор Кузьмич был учеником известного воронежского художника Александра Бучкури и работал в его мастерской. Расскажут экспозиции и об истории создания знаменитых монументальных работ дедушки. Мы соберем фотографии его монументов, созданных по Воронежской области и всему Советскому Союзу. Зрители увидят и фото из нашего семейного архива – мы сделаем из них большой коллаж, – поделилась Анна Сушкова-Назарова.

В музее будут показывать документальный фильм о творчестве Федора Сушкова, который демонстрировали в Италии, художественные каталоги, высказывания критиков и интернациональные премии. В музее будут представлены и живописные полотна Федора Кузьмича.

Анна видит дом-музей своего деда похожим на Театр-музей Сальвадора Дали в Фигерасе.

Справка РИА «Воронеж»

Федор Сушков – почетный гражданин Воронежской области. В 1940–1950-х годах начал работать как скульптор монументально-декоративного искусства. Самые знаменитые произведения Сушкова в Воронеже – монумент и стела на площади Победы и Памятник Славы.

Скульптор умер в 2006 году после продолжительной болезни. В 2019 году на доме, в котором жил и работал Федор Сушков, установили мемориальную доску.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: