Сегодня, 28 марта, в конференц-зале ВГУ прошло заседание Совета ректоров вузов Центрального федерального округа. На встречу съехались более 80 представителей высшей школы из всех регионов ЦФО.
Главным вопросом заседания стала подготовка к очередному съезду Российского союза ректоров, который будет посвящен обсуждению качества образования, вопросам науки и роли университетов в жизни общества.
Союз ректоров был создан более 20 лет назад. В него входят более тысячи руководителей российских вузов. Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий, с первого дня работы Союза стремился к тому, чтобы это была живая организация, без лишнего бумаготворчества, зато с жизнеспособными идеями. Именно Союз ректоров когда-то запустил проект школьных олимпиад, в которых в этом году примут участие 800 тысяч детей по всей стране.
– Трудно переоценить роль Союза ректоров и в реформировании военной подготовки в вузах, – отметил ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий. – Союзом и лично его президентом многое сделано для студентов. Виктор Садовничий инициировал «службу в рассрочку» и «научные роты». Сейчас в тестовом режиме запускается служба без отрыва от учебы на базе военных кафедр.
Ректор МГУ Виктор Садовничий в рамках подготовки к съезду Российского союза ректоров побывал в девяти регионах России. Как раз перед приездом в Воронеж он вернулся из Крыма.
– В Крыму будущие абитуриенты задают множество вопросов: как быть с ЕГЭ, будет ли учитываться украинская система тестирования, можно ли поступать в вузы Москвы или, скажем, Воронежа, если документы все еще украинские. Конечно, будут внесены соответствующие изменения в законодательство, но все нюансы предусмотреть невозможно, поэтому призываю руководство вузов не придираться к каким-то формальным нестыковкам. Но это, конечно, не означает, что можно снижать требования к качеству знаний, – сказал Виктор Садовничий.
Ректор МГУ отметил, что сейчас российское образование находится в критической точке, из которой движение может начаться как вниз, так и вверх. По его мнению, очень опасно уходить от фундаментального, классического образования. Спорными моментами, считает Садовничий, являются Болонская система обучения, внедрение ЕГЭ, появление множества негосударственных вузов с низким уровнем преподавания и бесчисленных филиалов и, наконец, отсутствие представления о том, каких специалистов нужно готовить.
– В сознании многих людей до сих пор приоритетной остается такая специальность, как менеджер, – сказал Виктор Садовничий. – Но при таком подходе инженеров и летчиков нам придется выписывать из-за границы. Чтобы не отстать от научно-технического прогресса, необходимо на современном уровне изучать физику, математику, химию. И, конечно, учитывать потребности рынка труда при подготовке специалистов.
Кстати, качество преподавания в Воронежском университете, в том числе математики, Виктор Садовничий оценил высоко и отметил, что это один из самых сильных в стране вузов.
– Образование в России сейчас находится в стадии развития, – считает проректор по учебной работе Курского госуниверситета Виталий Кудинов. – Я пять лет работал экспертом по аккредитации вузов, а также по контролю и надзору. По моим наблюдениям, если раньше уровень образования действительно падал, то теперь происходит становление. Многое меняется, корректируются и содержание образования, и технологии. Я посещал такие известные учебные заведения, как Кембридж, Оксфорд, Колумбийский университет в Америке, общался со студентами и могу сказать, что наши выпускники– не хуже.
К столь популярным в мире рейтингам вузов Виктор Садовничий относится скептически. По его словам, нельзя менять систему образования только потому, что она не соответствует критериям какого-то зарубежного рейтинга, ведь сами эти критерии могут поменяться «буквально за ночь».
– Да, рейтинги – это стимул. Но часто они не дают представления об уровне вуза, потому что их система оценок многого не учитывает. Это все равно что фотокамера с пятью пикселями – мы снимаем ею лицо, а видим в результате – пять точек. Самым удачным на моей памяти был рейтинг от Саудовской Аравии, он хотя бы учитывал качество образования. А у нас есть все возможности для того, чтобы создать наш российский рейтинг вузов и вывести его на международный уровень, – считает Виктор Садовничий.