Воронежская область демонстрирует беспрецедентный рост бюджетных инвестиций. В прошлом году финансирование в рамках региональной адресной инвестиционной программы превысило 14,3 млрд рублей. Есть основания полагать, что по итогам 2021 года этот рекорд будет побит.
Что означают бюджетные миллиарды для рядовых жителей региона, на какие цели они расходуются и сколько знаковых социальных объектов будет построено и реконструировано в ближайшее время – рассказал руководитель департамента экономического развития Воронежской области Данил Кустов.
Данил Кустов, руководитель департамента экономического развития Воронежской области. Фото – «РБК-Черноземье»
– Данил Александрович, федеральное правительство и региональные власти не только формируют инвестиционную политику, но и направляют значительные средства на строительство важных социальных объектов. Расскажите, из каких источников формируются государственные инвестиции и на что они расходуются.
– Государственные или, как их еще называют, бюджетные инвестиции – это финансовые вложения, которые осуществляются органами государственной власти, а также компаниями с государственной формой собственности. Они являются важным фактором для каждого российского региона. В отличие от частных, бюджетные инвестиции направлены не на получение прибыли, а на достижение положительного социально-значимого результата. Он выражается в улучшении физического здоровья населения, сокращении заболеваемости и увеличении продолжительности жизни, создании благоприятных условий для образования, отдыха, роста творческого потенциала личности, развития культуры и так далее. Все это укладывается в емкое понятие «качество жизни».
Источниками госинвестиций могут быть средства федерального, регионального или муниципальных бюджетов. Другими словами, это средства налогоплательщиков, формирующие бюджеты разного уровня. И поэтому государственные инвестиции идут в первую очередь на реализацию важных социальных и инфраструктурных проектов. Благодаря им, например, строятся новые больницы, школы, детские сады, досуговые и культурные учреждения, спортивные комплексы и стадионы, а также инженерные сети (водоснабжения, водоотведения, газораспределения и так далее) – все то, что мы называем социально значимыми объектами. Эти объекты могут находиться как в областной, так и в муниципальной собственности.
– Какова динамика государственных инвестиций в Воронежской области? Как выглядят объемы финансирования в разрезе бюджетов разного уровня?
– Приведу несколько важных цифр: за последние пять лет, с 2016 по 2020 год включительно, правительство Воронежской области на строительство социальных и инфраструктурных объектов направило свыше 47 млрд рублей бюджетных инвестиций. Из них более 16 млрд рублей привлечено из федерального бюджета, более 28 млрд рублей – из регионального и 2,8 млрд рублей – из бюджетов муниципальных образований.
Существует множество проектов, которые наш регион, а тем более муниципалитеты, не способны профинансировать без федеральной поддержки. Поэтому одна из задач, которую губернатор Воронежской области Александр Гусев ставит перед региональным правительством, связана с необходимостью привлечения финансирования из федерального бюджета. Эти средства существенно снижают нагрузку на региональный бюджет, позволяют нам строить и вводить на территории области больше нужных и важных социальных объектов.
Работа по привлечению средств из федерального бюджета активно ведется губернатором и всеми отраслевыми структурами областного правительства. Наши региональные департаменты на постоянной основе взаимодействуют с профильными министерствами и ведомствами. В итоге область ежегодно привлекает значительные объемы федеральных средств, которые направляются на строительство важных социальных объектов. Об этом я расскажу позже.
– Строительство соцобъектов на территории Воронежской области осуществляется в рамках региональной адресной инвестиционной программы. Что представляет собой этот документ?
– Областная адресная инвестиционная программа определяет основные направления развития социальной сферы региона. Если ранее она формировалась всего на один календарный год, то начиная с 2020 года в соответствии с решением губернатора Александра Гусева стала охватывать и последующие три года. Этот подход позволяет значительно увеличить возможности планирования на среднесрочную перспективу.
По сути, областная адресная инвестпрограмма является стратегическим документом, который позволяет обеспечивать непрерывность процесса строительства социальных объектов на территории региона.
Поясню это на примере: в 2021 году в рамках программы в нашей области строятся те или иные социальные учреждения и одновременно с этим проектируются объекты, возведение которых будет начато в 2022 году. Соответственно 2022 году, наряду с новым строительством будут готовиться проекты, реализация которых намечена уже на 2023 год, и так далее.
При этом финансирование в рамках программы ежегодно увеличивается: если в 2016 году оно не превышало 5 млрд рублей, то в 2020 году объем направленных средств вырос почти втрое и составил уже 14,3 млрд рублей. Этот показатель госинвестиций на текущий момент является беспрецедентным для нашего региона! В рамках областной адресной инвестиционной программы было освоено 7,8 млрд рублей из регионального и муниципальных бюджетов и еще 6,5 млрд рублей – из федерального бюджета.
– Назовите критерии отбора проектов для включения в программу. Какие факторы являются основополагающими при распределении бюджетных ассигнований?
– Сам процесс формирования перечня объектов основан на принципе приоритетности и отражает результаты совместной работы администраций муниципальных районов и городских округов, депутатов регионального и местного уровней, а также профильных органов исполнительной власти Воронежской области. Предложения по включению в программу конкретных объектов обсуждаются коллегиально на совещаниях под председательством губернатора Александра Гусева. При этом функция координатора формирования программы закреплена за департаментом экономического развития.
Здесь важно отметить принципиальный подход: для реализации в рамках программы предлагаются проекты в соответствии с пожеланиями простых граждан, которые они адресуют депутатам и главам муниципальных образований, а те в свою очередь направляют поступающие обращения в отраслевые департаменты правительства Воронежской области. Отбор объектов осуществляется максимально прозрачно и объективно, на основании анализа обеспеченности населения муниципальных образований прежде всего социальной инфраструктурой: доступностью медицинских, образовательных, культурно-досуговых и других значимых услуг.
Важными критериями отбора являются возможность участия в национальных проектах РФ, на реализацию которых привлекаются средства федерального бюджета. Кроме того, приоритетным правом включения в программу обладают переходящие объекты и объекты с высокой степенью готовности. Это позволяет вводить их в эксплуатацию в установленные сроки. И конечно же, учитывается особая социальная значимость возводимого объекта для того или иного муниципального образования и региона в целом.
– План строительства объектов инфраструктуры формируется по такому же принципу?
– Здесь важно понимать, что бюджетные инвестиции тесно связаны с частными, и наоборот. Они, если можно так сказать, следуют друг за другом.
Для всех муниципалитетов Воронежской области бюджетные инвестиции являются отличным мотиватором по привлечению частных инвесторов. Компании, которые планируют строительство новых предприятий в нашем регионе, тщательно анализируют предлагаемые им условия и определяют для себя очевидные преимущества. Для них очень привлекательны территории с уже созданной инженерной, социальной инфраструктурой.
Поэтому губернатор Воронежской области уделяет большое внимание территориям развития, на которых как раз формируется инфраструктура для новых рабочих мест, создаваемых компаниями-инвесторами. В настоящее время в регионе реализуются крупные инвестиционные проекты – в Новоусманском, Павловском, Лискинском, Бобровском, Рамонском и других районах. Для обеспечения существующих и вновь создаваемых территорий развития инженерными коммуникациями, а также социальной инфраструктурой выделяются средства из всех уровней бюджета.
– Какие социальные и инфраструктурные объекты были построены в Воронежской области в 2020 году?
– Таких интенсивных темпов социального строительства, как в 2020 году, в нашем регионе не было даже в советское время. Впервые за всю историю Воронежской области удалось построить рекордное количество объектов – 196. Среди них – 15 детских садов, пять общеобразовательных школ, семь спортивных сооружений, в том числе три стадиона и три физкультурно-оздоровительных комплекса.
В регионе возведено два современных лечебных учреждения. Речь идет о детском корпусе противотуберкулезного диспансера в Воронеже и стационаре Каширской районной больницы.
Наша область также получила восемь новых объектов культуры, среди которых можно выделить Мемориальный комплекс «Осетровский плацдарм» в Верхнемамонском районе, Дом с ризалитами дворцового комплекса Ольденбургских в Рамони, а также объекты в Каширском и Таловой, в Нижнем Кисляе Бутурлиновского района, в селах Щучье Лискинского района и Листопадовка Грибановского района.
Кроме этого, был построен современный дом-интернат для инвалидов и престарелых людей в селе Ярки Новохоперского района, который на сегодняшний день является одним из лучших в стране.
В 2020 году в рамках областной адресной инвестиционной программы также профинансировано 85 объектов инженерной инфраструктуры (газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения). И впервые в селах области было построено 68 жилых домов для работников бюджетной сферы – врачей и учителей – в рамках госпрограммы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» с привлечением средств федерального бюджета.
– Как проходит финансирование мероприятий областной адресной инвестпрограммы в текущем году? Какие знаковые объекты должны появиться в Воронежской области в перспективе?
– В регионе продолжается возведение знаковых социальных объектов. Особенно нужно отметить строительство современного хирургического корпуса Воронежского областного клинического онкологического диспансера, ввод которого запланирован на 2023 год, корпуса для оказания специализированной медицинской помощи пациентам с гематологическими, онкологическими и лор-заболеваниями Воронежской областной детской больницы, а также шесть новых поликлиник и 25 ФАПов и амбулаторий в сельских населенных пунктах.
Строятся производственно-репетиционный корпус Воронежского театра оперы и балета, футбольный манеж в микрорайоне Шилово, спортивный комплекс с плавательным бассейном в Борисоглебске, а также объекты инженерной инфраструктуры особой экономической зоны «Центр» и индустриального парка «Масловский».
В целом же в 2021 году в Воронежской области начато строительство более 300 объектов, в том числе уникальный образовательный центр более чем на 2,6 тыс. учебных мест в Воронеже, 14 детских садов, 16 школ и два универсальных объекта «школа – детский сад» в муниципальных районах, 34 объекта здравоохранения, три объекта соцзащиты и три объекта культуры, 19 спортивных объектов, включая физкультурно-оздоровительные комплексы и стадионы.
Помимо этого, в рамках областной адресной инвестиционной программы в регионе решается актуальная задача строительства полигонов ТБО. Она находится на особом контроле губернатора Воронежской области Александра Гусева. В настоящее время идет возведение сразу 11 объектов – в Аннинском, Бобровском, Бутурлиновском, Верхнемамонском, Грибановском, Калачеевском, Лискинском, Новохоперском, Поворинском, Подгоренском, Россошанском районах. Это будут современные комплексы по сортировке и переработке отходов.
Если говорить об объеме бюджетных средств, направляемых на реализацию областной адресной инвестиционной программы в 2021 году, то он превышает 14,5 млрд рублей. Это больше, чем в 2020 году. Средства, привлеченные из федерального бюджета, составляют 7,06 млрд рублей, из областного бюджета выделено 7,1 млрд рублей.
– Помимо инвестпрограммы, существует адресная программа капитального ремонта. Расскажите о том, сколько и какие объекты уже отремонтированы.
– По инициативе губернатора Воронежской области Александра Гусева с 2019 года в нашем регионе реализуется масштабный проект по капитальному ремонту объектов социальной сферы. Его реализация является наиболее эффективным механизмом решения проблемы поддержания объектов в надлежащем состоянии. Масштабы работ в рамках этой программы тоже впечатляют. В 2020 году ремонтные работы проведены в 232 учреждениях, среди которых 76 объектов здравоохранения, 101 – образования, 36 объектов культуры, 16 – физкультуры и спорта и три – социальной сферы. Для многих учреждений Воронежской области это были первые глобальные изменения за последние годы, а то и десятилетия.
Особенно хотелось бы подчеркнуть, что программой капремонта на 2020 год были предусмотрены работы по созданию системы централизованного снабжения медицинскими газами, в частности, кислородом, дополнительно создаваемого и перепрофилируемого коечного фонда медицинских организаций для оказания помощи больным коронавирусом.
Объем средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию этой программы, ежегодно увеличивается. В 2021 году мероприятия будут профинансированы на общую сумму более 2,53 млрд рублей, что в 1,3 раза превышает показатель предыдущего года. Капитальный ремонт уже проведен или находится в стадии завершения в 194 школах, 26 детских садах, 24 учреждениях среднего профессионального образования, 47 медицинских учреждениях и 35 учреждениях культуры, включая дома культуры, библиотеки, театры, а также в 13 спортивных организациях и 15 объектах социальной сферы.
– Данил Александрович, объемы финансирования строительства и ремонта объектов социальной сферы Воронежской области действительно впечатляют. А что значат эти миллиарды для рядовых жителей области? Каким образом они влияют на качество жизни людей?
– Главная задача, которую губернатор Воронежской области ставит перед региональным правительством, заключается в создании необходимых условий для повышения качества жизни жителей региона. Все социальные объекты, которые построены на территории Воронежской области в рамках региональных адресных программ, играют роль артерий. Именно они предоставляют людям возможность получать своевременную медицинскую помощь, образование, с пользой проводить свой досуг, развиваться культурно и нравственно. Без них невозможна полноценная и динамичная жизнь общества. Частные инвестиции тоже охотнее приходят на территории с развитой сетью современных социальных объектов. И для молодежи этот фактор часто становится определяющим при выборе между городом и селом.
Никакая экономика не будет развиваться, если упустить из внимания социальную составляющую. Ведь она отражает качество и престиж жизни в регионе. Поэтому с каждым годом у нас появляется все больше и больше таких важных социальных объектов, очень нужных людям. Это позиция нашего губернатора, именно в этом направлении и дальше будут работать все структуры регионального правительства.
Многие жители нашей области это отмечают и часто благодарят. Такая оценка совместной работы федеральных, региональных и муниципальных органов власти очень приятна и дорогого стоит.