Шестая по счету реконструкция боев за Воронеж пройдет в 72-ю годовщину освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в воскресенье, 25 января. В преддверии очередной инсценировки исторических боев РИА «Воронеж» предлагает своим читателям вспомнить, чем запомнились предыдущие реконструкции, и рассказывает, каким оружием сражались бойцы Красной Армии, освобождавшие город, и какую технику военных лет восстановили российские реконструкторы.

Как «сражались» за Воронеж

2010: первая реконструкция

В 2010 году на реконструкцию пришли посмотреть всего несколько сотен зрителей. На поле боя сражались около 80 участников из Воронежской области, Саратова, Калуги. За красноармейцев «играли» 50 реконструкторов, 30 представляли вермахт. Как и в 1943 году, в 2010 году в Воронеже ударили сильные морозы. По сценарию, одетые не по погоде «фрицы», грелись возле костра. Десятки солдат залегли за укреплениями, сооруженными из мешков с песком. Во время войны мешки набивали просто мерзлой землей. «Советские» бойцы пошли в атаку. Первое наступление "захлебнулось". Но в решающем бою «Красная армия» побила и взяла в плен противников.

2011: первая тысяча зрителей

В 2011 году реконструкция собрала больше 2 тыс. зрителей и около 150 участников из Москвы и области, Белгорода, Пензы, Ельца, Таганрога. Ростова-на-Дону, Армавира и Воронежа. По сценарию «немецкие» солдаты вермахта плотно обедали на передовой, курили сигары, пили вино. Советские снаряды заставили немцев мобилизоваться. Паникуя, «фрицы» отступали на вторую линию обороны. К «немцам» подоспело подкрепление, и вот уже атакующие залегли в глубоком снегу, хоронясь от шквального огня. Но в итоге «красноармейцы», конечно, победили.

2012: в бой идет «Катюша»

В 2012 прошла реконструкция Воронежско-Харьковской операции, посвященная 69-й годовщине освобождения Воронежа. Бои за Воронеж собрали около 7 тыс. зрителей и более 150 участников. В Воронеж приехали представители военно-исторических клубов из Ростова, Москвы, Волгограда, Владимира, Таганрога, Суздаля, Курска, Белгорода, Пятигорска, Калуги, Ельца, Пензы и городов Белоруссии.

Повышенный интерес к историческим реконструкциям сделал сценарий третьей «Битвы за Воронеж» более насыщенным, чем предыдущие. В 2012 году на поле боя появились противотанковые ежи, мины и настоящая бронетехника. Перед началом сражения солдаты «вермахта» укрылись за фортификационными оборонительными сооружениями, противотанковыми ежами, колючей проволокой и минным полем. Отряд «красноармейцев» в маскхалатах разминировал подход на пути пехоты. «Советские» войска под прикрытием бронеавтомобиля БА-64 подошли к немецким укреплениям, но наступление "захлебнулось". Немцы пошли в контратаку. Командир РККА взывал огонь артиллерии на свои позиции. На помощь «Красной армии» пришла реактивная установка «Катюша». «Красноармейцы» пошли в решающее наступление. Один из «солдат» повторил подвиг Матросова, закрыв собой амбразуру. После рукопашной схватки в «немецких» окопах противники сдались в плен.

2013: крылья Советов

В 2013 году Воронеж праздновал 70-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. На реконструкцию собрались более 300 участников из Москвы, Пятигорска, Старого Оскола, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Владимира, Волгограда, Таганрога, Губкина, Коломны. Посмотреть на бои пришли рекордные к тому моменту 12 тыс. зрителей.

Во время боя на лед водохранилища с самолета Ан-2 высадились две десантные группы. Настоящий легкий советский танк Т-70 «Донской казак» времен Великой Отечественной войны доставили из Донского военно-исторического музея. Из Ростова-на-Дону он прибыл на эвакуаторе.

2014: новый рекорд

В 2014 году реконструкция поставила очередной зрительский рекорд. Юбилейная, пятая, «Битва за Воронеж» собрала 15 тыс. зрителей и 300 бойцов. Военно-исторические клубы приехали из Луганска и почти 20 городов России, среди них Таганрог, Ростов-на-Дону, Владимир, Санкт-Петербург.

Более 120 человек сражались за Красную Армию, около 80 – за Вермахт. Для усиления «атакующих» ростовские энтузиасты вновь привезли на автомобильном эвакуаторе восстановленный легкий советский танк Т-70 «Донской казак». Противостоять ему на этот раз должен был немецкий средний танк PzKpfw III, однако до Воронежа он так и не добрался. По словам организатора сражения Евгения Ишутина, реконструкторы не решились перевозить его по скользкой трассе. В итоге германским войскам досталась лишь небольшая пушка – она уместилась в фургон «Мерседес Спринтер». Не появилась в сражении и знаменитая «Катюша» – советская мобильная система полевой реактивной артиллерии.

Техника

БМ-13 «Катюша»

Реактивная установка БМ-13 «Катюша» участвовала в реконструкциях в честь освобождения Воронежа 2012 и 2013 годов. Легендарная «Катюша» восстановлена мастерами воронежской региональной общественной организации «Набат». Установка была создана на воронежском экскаваторном заводе в годы войны. Воронежский завод первым начал серийное производство «Катюш».

Интересный факт

Руководство СССР решило развернуть производство реактивных снарядов и установок М-13 21 июня 1941 года – за день до начала Великой Отечественной войны.

Танк Т-70

Легкий танк Т-70 с именем «Донской казак». Танк привозили из Ростова-на-Дону в 2013 и 2014 годах. Модель Т-70 была разработана на Горьковском автомобильном заводе для замены менее мощного Т-60. Боевая масса 9,8-9,2 тонны. Танк вооружался 45-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Всего же в 1942 – 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Интересный факт

Легкие танки Т-70, по мнению многих советских танковых командиров, лучше всего подходили для преследования отступающего противника. Однажды экипаж Т-70 сумел захватить немецкий танк почти неповрежденным: советская машина двигалась в «мертвой зоне» бегущего немецкого танка, когда командир Т-70 перепрыгнул на вражескую броню и забросил гранату в открытый люк, уничтожив весь немецкий экипаж.

Самолет Ан-2

Ан-2 высадил десант на реконструкции в 2013 году, в 70-ю годовщину освобождения Воронежа. Идея легкого транспортного биплана родилась в СССР в 1940 году, а первые разработки «Везделета» начались в 1944 году. Самолет изначально задумывался как гражданский, поэтому «воздушный десант» с Ан-2 в реконструкции 2013 года – это условность, аналогов которой во время войны не было. В крупнейших десантных операциях советских войск использовались, в частности, бомбардировщики ТБ-3, транспортные самолеты Ли-2 и другие самолеты, более мощные и грузоподъемные, чем Ан-2. Однако при разработке Ан-2 использовался боевой опыт Великой Отечественной войны. Конструкторов впечатлил опыт легких бомбардировщиков-бипланов У-2 (По-2). Небольшие самолеты с бомбовой нагрузкой всего 350 кг использовались для ночных беспокоящих налетов. Они подрывали силы и боевой дух немецких частей, не давая солдатам спать и даже разводить костры – отличный ориентир для бомбометания.

Интересный факт

За характерный звук двигателя немцы называли У-2 «швейной машинкой», а за деревянную обшивку – «рускартон» или «русфанер». А в СССР самолет носил прозвище «кукурузник» – на бреющем полете его модификации могли опылять сельхозугодия. После того, как У-2 устарел, имя «кукурузник» досталось Ан-2.

Бронеавтомобиль БА-64

Бронеавтомобиль БА-64 обр. 43 года прикрывал «красноармейцев» на реконструкциях 2012 и 2013 годов. Мастера из общественной организации «Поиск» восстановили машину по заводским чертежам за три месяца. Бронированный корпус механики установили на базу БА-67. В боевых условиях автомобиль оснащался пулеметами и противотанковыми ружьями. С 1943 года БА-64 были очень распространены на Воронежском фронте. Автомобиль вмещал двух человек: водителя и стрелка. Автомобиль может, по техническим характеристикам, развивать скорость до 90 км/ч. Восстановленный вариант разгоняется до 70 км/ч.

Интересный факт

БА-64 – первый советский военный внедорожник с четырьмя ведущими колесами. Машина не только хорошо ходила по пашне и песку, но и уверенно трогалась с таких грунтов после остановки.

Противовоздушный комплекс на базе ЗИС-5

Противовоздушный комплекс со спаренными пулеметами на базе ЗИС-5 выступал на реконструкциях в 2011, 2012 и 2013 годах. Установка была также восстановлена участниками организации «Поиск».

Интересный факт

Четыре спаренных пулемета «Максим» могли поражать и наземные, и воздушные цели.

Дивизионная пушка ЗИС-3

Советская 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года (ЗИС-3) участвовала в реконструкции освобождения Воронежа в 2011 году.

Интересный факт

ЗИС-3 – первая в истории пушка, производившаяся конвейерным методом. Дивизионная пушка обр. 1942 года стала самым массовым артиллерийским орудием и одним из символов Великой Отечественной войны.

Контекст

Ежегодная инсценировка не повторяет какого-то конкретного боевого столкновения. Но вид тех, кто вышел на поле боя, в точности соответствовал реалиям зимы 1943 года. В 2015 году реконструкция пройдет напротив Музея-диорамы 25 января в 14 часов.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter