Прокуратура Центрального района возбудила в отношении агентства «Авантаж» административное производство по факту нарушения закона о рекламе. Установлено, что рекламные конструкции, расположенные на Северном мосту, размещены незаконно: истекли сроки разрешения на их установку.
При выяснении подробностей РИА «Воронеж» стало известно, что сейчас большинство наружной рекламы в Воронеже вне правового поля. Причина в том, что мэрия фактически не выдает разрешений на установку рекламных конструкций.
«Растяжная» война
- В результате проверки выяснилось, что сроки разрешения на установку конструкций на Северном мосту истекли в январе 2012 года. Новых разрешений ООО «Авантаж» мэрия не выдает. Материал по нарушению требований к установке рекламной конструкции направлен в мировой суд Коминтерновского района для привлечения генерального директора «Авантаж» к административной ответственности, - пояснил РИА «Воронеж» помощник прокурора Центрального района Павел Ватутин.
Жалобу в прокуратуру на рекламное агентство «Авантаж» написали представители МКП «Воронежпассажиртранс». Она стала продолжением конфликта между фирмой и транспортной компанией, начавшегося еще в 2011 году.
Осенью 2011 года работники МКП по устному распоряжению властей сняли с опор контактной сети рекламу, установленную «Авантажем». При этом агентство исправно платило за право размещать растяжки на опорах контактной сети трамваев и троллейбусов по договорам аренды с «Воронежпассажиртрансом».
- Устные распоряжения чиновников и действия работников «Воронежпассажиртранса» были незаконны, - пояснил РИА «Воронеж» Юрий Пульвер, генеральный директор ООО «Авантаж». – Согласно статье 19 Закона о рекламе они должны были выдать компании письменное предписание о снятии растяжек, а потом решать вопрос в судебном порядке.
«Неосновательное обогащение»
В 2011 году Юрий Пульвер обратился с иском к «Воронежпассажиртрансу». Он потребовал взыскать с компании средства неосновательного обогащения и проценты за пользование чужими денежными средствами. Пульвер сослался на то, что «Воронежпассажиртранс» не являлся законным владельцем опор контактной сети, когда сдавал их в аренду агентству «Авантаж».
И действительно, Арбитражный суд Воронежской области установил, что, получив в 2002 году контактные сети в хозяйственное ведение, муниципальная организация не удосужилась зарегистрировать свое право на них по закону. Суд пришел к выводу, что использование опор контактной сети стало для «Воронежпассажиртранса» неосновательным обогащением и взыскал с транспортной компании в пользу «Авантажа» 4 миллиона 230 тысяч рублей. 19-й Арбитражный апелляционный суд подтвердил это решение. Часть денег рекламная компания уже получила.
Сейчас суды между рекламным агентством и транспортниками продолжаются. Так, на конец февраля назначено заседание о взыскании ущерба с «Воронежпассажиртранса» в размере более 8 миллионов рублей за незаконное снятие растяжек.
Суды и пересуды
Мэрия, в свою очередь, предъявила к ООО «Авантаж» ряд исков. Чиновники требуют, чтобы агентство демонтировало рекламные конструкции, разрешения на установку которых уже истекли.
Муниципалитет, в собственности которого находится Северный мост, по каким-то причинам не хочет заключать с компанией «Авантаж» договоры на установку и эксплуатацию рекламных щитов. Несмотря на вопрос о наружной рекламе на Северном мосту, заданный в официальном запросе РИА «Воронеж», горадминистрация фактически предпочла уклониться от комментария по этому поводу.
- Я надеюсь, что судебные разбирательства с мэрией закончатся мировым соглашением, - говорит Юрий Пульвер. – Мы готовы заплатить за аренду рекламных конструкций, которые использовались, когда сроки разрешений истекли, а также заключить новые соглашения по результатам торгов и продолжать эксплуатировать конструкции.
В транспортной компании также не отрицают, что заявление в прокуратуру о том, что рекламные конструкции на Северном мосту стоят незаконно, стало инструментом борьбы с Юрием Пульвером.
- Мы сняли растяжки ООО «Авантаж» с опор контактной сети не по своей инициативе, а потому что нам приказали городские власти, - пояснили в МКП «Воронежпассажиртранс». – Речь шла о том, что они мешают дорожному движению. Мы сами потеряли в доходах порядка 10 миллионов рублей, которые зарабатывали на рекламе. А теперь господин Пульвер по каким-то причинам выигрывает у нас суды…
Период перемен
История со снятием перетяжек, вылившаяся в скандал и миллионные иски, стала следствием разгромной прокурорской проверки в 2011 году. Тогда прокуроры установили, что 500 растяжек по всему городу установлены с нарушением требований ГОСТ, согласно которым средства наружной рекламы не должны находиться над проезжей частью.
Надзорный орган также выявил, что мэрия Воронежа заключает договоры без проведения торгов, бездействует по отношению к должникам и тем, кто самовольно установил наружную рекламу. Самым пикантным моментом оказалось то, что больше 3 тысяч договоров на размещение рекламных конструкций городские власти заключили на земельных участках, не находящихся в муниципальной собственности.
– В декабре 2011 года департамент имущественных и земельных отношений правительства области был наделен полномочиями по заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, которые расположены на земельных участках, находящихся в собственности Воронежской области, и государственная собственность на которые не разграничена, – пояснил РИА «Воронеж» Сергей Бобровников, заместитель руководителя областного департамента имущественных и земельных отношений. – В 2012 году специалисты регионального департамента провели инвентаризацию существующего рынка рекламных конструкций и заключили порядка 2 тысяч договоров на их установку и эксплуатацию.
Разрешения же на установку рекламных конструкций в Воронеже и на муниципальной земле, и на землях других собственников по-прежнему должны выдавать чиновники мэрии.
По информации РИА «Воронеж», срок действия большинства разрешений, как в случае с Северным мостом, закончился. Новые практически не выдаются – в том числе и по договорам, которые заключил департамент Воронежской области на установку наружной рекламы на участках, находящихся в его распоряжении.
При этом известно, что невыдача разрешительных бумаг, прежде всего, нарушает экономические интересы муниципалитета. Щиты наружной рекламы стоят без разрешений, и бюджет теряет деньги, которые должны перечислять рекламные компании.
Чиновники городской администрации в официальном ответе РИА «Воронеж» сообщают, что мэрия «предоставляет заявителям муниципальную услугу по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на объектах немуниципальной собственности».
Про наружную рекламу на городской земле разговор особый.
- В настоящее время администрацией <…> осуществляется работа по разработке схемы перспективного территориального размещения рекламных конструкций на территории Воронежа. Торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности будут проводиться в отношении рекламных мест, утвержденных схемой. Количество незаконно размещенных рекламных конструкций в черте города Воронежа будет определено после инвентаризации установленных технических средств наружной рекламы, проводимой в настоящее время, - гласит ответ за подписью Юрия Подгурского, руководителя управления имущественных и земельных отношений мэрии.
По словам Сергея Бобровникова, в сфере городской рекламы сейчас период перемен. Стандарты работы приводятся в соответствие с нормами действующего законодательства о рекламе. Поэтому существуют проблемы с торгами и выдачей разрешений на установку рекламных конструкций.