Автоматизация процессов, промышленная революция и последние достижения в области робототехники и искусственного интеллекта в ближайшие десятилетия в корне изменят рабочие процессы. Многие уже сегодня боятся остаться без работы из-за невостребованности профессий. Это значит, что нужно менять образовательный подход. На что делать ставку? Как сохранить и грамотно внедрить бесценный опыт, накопленный предыдущими поколениями? Ответы на эти и многие другие вопросы прозвучали на пресс-конференции «Современное образование: требования и перспективы», прошедшей в Воронеже.
Эксперты сошлись во мнении, что воронежских школьников достойно готовят к поступлению в вузы, но у педагогов не всегда есть возможности для развития индивидуальных личностных качеств. Притом что в мире новой формации необходимо уметь быстро адаптироваться и креативно мыслить.
Нестандартные решения предложили участники дискуссии – директор АНОО «Частная школа Вектор» и мама троих детей Ирина Санникова, директор АНО «Молодежный институт социальных программ» и координатор образовательных проектов ВРОДО «Искра» Наталия Киреченкова.
Что происходит с уровнем школьного образования
По мнению экспертов, современное образование находится в определенном кризисе.
– Утвержденные программные комплексы и методика работы в основном рассчитаны на реализацию выпускников, «актуальных» 20−30 лет назад. Проблема не в том, что учителя не хотят работать, а дети учиться – все дело в востребованности других качеств и компетенций. Какой человек востребован в наше время? Не круглый отличник, выучивший наизусть все теоремы. Важнее уметь быстро находить информацию, ее обрабатывать, критически воспринимать и реализовывать. Уметь общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения. Современный мир требует развитых «мягких навыков» (soft skills). К сожалению, методика «набрать баллов на ЕГЭ, чтобы попасть в хороший ВУЗ» абсолютно не гарантирует выпускнику успешность во взрослой жизни, – отметила Ирина Санникова.
По словам Наталии Киреченковой, миру уже нужны те, кто готов работать не «по инструкции», в непредсказуемых условиях, быстро адаптироваться, менять профессию, учиться и переучиваться.
– На протяжении многих лет школа учит детей действовать по алгоритму. Реализуются еще советские посылы. В СССР школа учила «для конвейера», чтобы могли работать на предприятиях. С развитием искусственного интеллекта мы понимаем, что востребованы те, кто сможет с ним конкурировать. Будущее за коллективным командным разумом. Когда один человек продвигает другого в том или ином вопросе, – пояснила педагог.
Как учить детей, чтобы они не проиграли в «схватке» с искусственным интеллектом
Ирина Санникова считает, что упор надо делать на более персонализированную модель, которая отличается от традиционной прежде всего подходом к процессу обучения. В центре – личность ребенка, его развитие относительно себя и своих достижений, а не относительно всего класса. Главное – мотивирующий процесс, а не учеба ради отметки.
– Практически это может выглядеть так: большие разделы по предметам разбиваются на модули. Модуль – на темы. По итогам каждого модуля идут проверочные работы. Учитель задает срок для выполнения этих заданий, предлагает их вариативность по уровню сложности и обязательности выполнения. В «Векторе» я хотела бы попробовать сделать так, чтобы ребенок самостоятельно выстраивал свой индивидуальный план обучения, – отметила Ирина Санникова.
Наталья Кириченкова одной из наболевших тем называет отметки – из-за них проливается немало слез.
– На мой взгляд, привычные всем оценки калечат детей, убивают весь интерес и любознательность. Как только ребенок понимает, что с него спрашивают оценки, то тяга к знаниям исчезает. Остается обязанность: «Я должен принести домой цифру». Так мы и получаем списанные домашние задания из Интернета. Более эффективно было бы формирующее оценивание. Ошибки приветствуются, если дальше с ними умеешь работать. Мне бы хотелось, чтобы ребенок получал свою работу не с «красной цифрой», а с комментарием от учителя: «Посмотри, в этих примерах есть ошибка, попробуй разобраться». Так он поймет, что нужно для усвоения материала. Детям необходимо как можно чаще давать ситуации с возможностью самостоятельного выбора, – уверена эксперт.
Есть ли риски в обучении без отметок
По мнению специалистов, риски минимальны, зато больше возможностей.
– Родитель всегда будет видеть, на каком этапе его ребенок. Еще я считаю, что кроме учителя в классе обязательно должен быть тьютор. Тьютор – это педагог-психолог, который помогает решать проблемы ребенка. Он видит ребенка на разных уроках и в разных ситуациях, знает, на что ученик способен, а в чем ему нужно помочь. Например, мы привыкли, что на литературе надо выйти и рассказать стихотворение перед классом. Но кто сказал, что это правильно? Если ребенок – интроверт и ему психологически некомфортно выступать? Никто же не запрещает дать ему листок и ручку, пусть напишет по памяти стихотворение, еще и орфографию с пунктуацией потренирует. Тьютор – это человек, помогающий всем участникам образовательного процесса (и ученикам, и учителям, и родителям) быть в гармонии и взаимопонимании, – пояснила Ирина Санникова.
Наталья Кириченкова согласна с тем, что учитель перестает быть центральной фигурой.
– Нельзя учить новому, используя старые методы. По сложившейся традиции учитель в 90% случаев работает фронтально. Приходит на урок, задает вопрос, ученик поднимает руку и отвечает, остальные радостно выдохнули и сидят. Получается, у детей нет равных возможностей на участие. В Сингапуре, например, на уроках каждый ученик работает определенное количество времени. Учитель должен создавать вместе с учениками образовательную среду. Посыл такой: «Да, я рулю процессом, но и вы активные участники. Я – не гуру». В московской «Хорошколе» учительский стол вообще стоит позади учеников. И это правильно, педагог должен держать пространство, – убеждена Наталья Кириченкова.
Как быть с родителями, которые привыкли хвалить или ругать именно за отметки
Есть мнение, что родители не должны глубоко погружаться и вникать в процесс обучения. По словам, Ирины Санниковой, это лишает ребенка самостоятельности: «Когда вечером вся семья начинает делать математику, а ребенок выступает с позиции наблюдателя, возникают вопросы: в чем смысл выполнения такого задания? Какие знания он получит в итоге?..»
Таким образом, воспитывать культуру нового отношения к учебе необходимо не только у детей, но и у родителей.
– Нужно обязательно смотреть на их коммуникацию в динамике – создать задачу, которую родители и дети будут решать вместе. Реальное действие покажет, разделяют ли родители такой образовательный подход или нет. Например, можно сделать всей семьей воздушного змея. Вот и посмотрим, будут ли мама и папа давать инициативу ребенку или начнут «отодвигать» от процесса, – подытожила Наталья Кириченкова.