По одной из сфер коронавирус ударил сразу с нескольких сторон: российские стройки не только, как и весь бизнес, попали в простой (пусть и непродолжительный), но еще остались без рабочей силы. Не миновала эта проблема и Воронеж. По признаниям застройщиков, они лишились от 10 до 20% сотрудников. Как это отразилось на возведении объектов в областном центре и во всем регионе, разбиралась корреспондент РИА «Воронеж».
Фото – Виталий Грасс (из архива)
Осталась половина
Понятно, что не все приезжают в Россию ради работы – на статистику повлияли и иностранные студенты, которые не смогли вернуться в новом учебном году из-за закрытых границ. Но все-таки традиционно сложилось, что внушительная часть мигрантов является трудовой, и она в большинстве своем задействована именно в строительстве. На мигрантов приходится порядка 40% от общей массы занятых в этой сфере. Далее идет сельское хозяйство – 20%, обрабатывающие производства – 15%, оптовая и розничная торговля – 15%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 10%.
В управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области рассказали, что за 2020 год в регионе постановка на учет иностранных граждан и лиц без гражданства сократилась на 45,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Если за 2019 год в регионе «отметились» почти 157,9 тыс. приезжих, то в следующем году эта цифра сократилась до 85,9 тыс.
В активном поиске
Естественно, работодатели начали активно искать новые кадры. По данным сайта hh.ru, в Воронежской области профессиональная сфера «Строительство, недвижимость» сейчас входит в топ-10 наиболее востребованных. Доля вакансий для специалистов данной сферы составляет 4% от всех размещенных в регионе предложений о работе. Компании приглашают строителей, прорабов, инженеров, архитекторов, дизайнеров, риелторов.
Фото – Виталий Грасс (из архива)
По сравнению с первыми двумя месяцами 2020 года соискательская активность в период в январе – феврале 2021 года снизилась на 6%. Дефицит кадров в профессиональной области стал более выраженным – сегодня в регионе на одну вакансию приходится только одно-два активных резюме соискателей.
В прошлом году конкурс составлял два-три кандидата на место, что уже в два раза ниже нормы. Стандартным показателем для рынка труда считается пять-шесть человек на одну вакансию – в таких условиях соискателям не слишком сложно найти работу, а работодателям есть из кого выбрать.
«Проекты выполнялись чудом»
Схлынувший поток работников незамедлительно отразился на воронежских стройках. В первую очередь проблемы возникли со скоростью сдачи объектов: если и раньше некоторые застройщики «увлекались» переносом сроков, то в 2020 году проблема встала еще острее. Закрыть образовавшиеся вакансии удавалось далеко не всем, так как прайс местных работников гораздо выше, чем у гостей, а квартиры уже проданы (причем в издержки заложены зарплаты вторых).
Но, несмотря на препятствия, свои обязанности застройщики выполнили по максимуму: объемы ввода в эксплуатацию жилья снизились не критично. Так, за январь – сентябрь 2020 года в Воронежской области ввели жилые дома на общей площади 828,9 тыс. кв. м, за аналогичный период 2019 года – 1,1 млн кв. м.
По данным Воронежстата на январь – август 2020 года, бюджет выполненных работ по виду деятельности «Строительство» в Воронежской области составил 76,4 млрд рублей, за аналогичный период 2019 года – 76,7 млрд рублей. Дальнейшие показатели рынка пока не раскрывались.
Фото – Виталий Грасс (из архива)
Один из собеседников РИА «Воронеж» пояснил, что многие проекты в Воронеже – не только в сфере строительства, но и в сферах благоустройства и транспорта – в 2020 году «выполнялись чудом». До сих пор неизвестно, как будут дальше развиваться события и скоро ли трудовые мигранты снова получат возможность въехать в Россию. Вероятнее всего, на следующий год застройщики пересмотрят свои издержки, а это значит, что Воронежу не избежать очередного скачка цен на недвижимость.
– В период пандемии предприятия строительной отрасли продолжили работу в обычном режиме, уделив особое внимание охране труда и безопасности работников в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора по профилактике коронавирусной инфекции. Сложностей в указанный период не возникло. Ситуация на рынке труда Воронежской области в строительной отрасли в целом стабильная. Информация о дефиците иностранной рабочей силы не поступала, – отметили в департаменте строительной политики Воронежской области.
– Безусловно, на строителях коронавирус отразился в какой-то степени, но тем не менее все программы выполняются, объекты строятся. И я не вижу сегодня поводов для опасений, что какие-либо социальные или другие объекты не будут вовремя завершены. Намеченные планы выполняются, значит, стали больше привлекать местных специалистов, но серьезной напряженности нет. Основной показатель – это объемы и темпы строительства. Мы видим, что у нас ничего критично не сократилось, – сообщил председатель Союза строителей Воронежской области Владимир Астанин.
Фото – Андрей Архипов (из архива)
– Трудновато найти рабочих из нашего региона. Наш завод столкнулся с этой проблемой, и пока выхода мы не видим. Пытаемся стимулировать потенциальных работников с помощью бонусов, соцпакета, но нужного отклика нет. И такая обстановка по всей стране, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, – рассказал заместитель генерального директора по коммерческим вопросам АО «Завод ЖБИ-2» Артем Чекмарев.
– Из-за коронавируса в строительстве возникли проблемы, с которыми в прошлые годы справлялись на раз-два. В 2020 году было очень мало людей на строительстве. Объемы уже были проторгованы, где-то успели сделать все более-менее нормально до августа-сентября, но так получилось не у всех. На моем округе с домами на улице Хользунова – 99-й, 97-й и 95-й – как раз вышла такая ситуация: работы заканчивали в снег и мороз и до сих пор не закончили. Местные рабочие просят немного другие деньги, а все расчеты и цены делались в начале года, до того, как это все случилось. Может быть, будет какая-то поправка в следующем году, будут повышенные коэффициенты в связи с удорожанием зарплаты. А в этом году уже взяли на себя обязательства, нужно их выполнять. Про то, что кто-то совсем просел со своими объектами, я не слышал, но проблемы со сроками были очень серьезные, и они продлевались, – рассказал депутат гордумы, председатель постоянной комиссии по градостроительной деятельности и земельным отношениям Иван Кандыбин.