, Воронеж
  • 14046

Пустое поле и отсутствие зеленых зон. Почему инвесторы не стремятся в Воронеж

Эксперты обсудили потенциал территорий с преференциями для бизнеса.
Пустое поле и отсутствие зеленых зон. Почему инвесторы не стремятся в Воронеж Пустое поле и отсутствие зеленых зон. Почему инвесторы не стремятся в Воронеж
РИА Воронеж Текст — , фото — из архива; Наталья Трубчанинова

Форсайт-сессия «Территории с преференциями для бизнеса: потенциал и перспективы развития» состоялась в Воронеже в четверг, 23 июля. На встречу съехались отраслевые эксперты, представители инвесторов, управляющих компаний индустриальных парков, региональных органов исполнительной власти, представители администраций Подгоренского и Каширского районов.

Участники обсудили потенциал и пути повышения конкурентоспособности в регионе индустриальных парков, особой экономической зоны и территорий опережающего развития. В ходе дискуссии также коснулись проблем крупного бизнеса, мер поддержки инвесторов и целесообразности создания новых индустриальных парков в регионе.

Индустриальные парки и госпрограмма

По словам модератора встречи, замруководителя автономного учреждения Воронежской области (АУ ВО) «Институт регионального развития» Ольги Хорошиловой, результаты дискуссии учтут при корректировке «Стратегии социально-экономического развития и государственных программ на 2021 год». Возможно, они даже повлияют на объем финансирования госпрограммы, рассчитанной до 2035 года.

– В Воронежской области созданы индустриальные парки, особая экономическая зона, территории опережающего развития. В «Стратегии развития региона до 2035 года» поставлены амбициозные цели по увеличению объема инвестиций. Когда мы отрабатывали общую «Стратегию», несколько муниципальных образований в своих «Стратегиях» тоже отразили желание создать собственные индустриальные парки. Речь идет о Новоусманском, Россошанском, Рамонском, Семилукском и Каширском районах. Кроме того, на федеральном уровне поддерживается идея развития территорий с преференциями для бизнеса, особое внимание обращается на территории с преференциями для малого и среднего бизнеса, – рассказала модератор.

Хорошилова.JPG

Существует федеральный проект акселерации субъектов малого и среднего бизнеса, там заложены серьезные средства. В целом на один индустриальный парк из федерального бюджета выделяется до 500 млн рублей.

– У нас уже есть инициатива в рамках реализации этого проекта по созданию индустриального парка в Новоусманском районе. В других регионах ситуация иная. Например, в Белгородской области заявилось сразу несколько индустриальных парков, таким образом в регионе активно привлекают федеральные инвестиции. У нас же пока Воронежский индустриальный парк только пытается действовать в этом направлении. Программа рассчитана до 2023 года. Если мы вдруг решим участвовать в ней, у нас будет очень мало времени запрыгнуть в последний вагон. Можем ли мы претендовать на участие в госпрограмме? Безусловно. У Воронежской области уже есть определенный опыт в этом вопросе, – подчеркнула Ольга Хорошилова.

Трудности инвесторов

Исполняющий обязанности директора областного государственного бюджетного учреждения (ОГБУ) «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» Владимир Дорофеев отметил, что в регионе используются определенные системы привлечения инвестиций, но на месте у инвесторов возникает ряд трудностей. Среди главных проблем – высокие тарифы на ЖКУ и энергоносители.

– Все прекрасно понимают, что любая стратегия не может разрабатываться один раз и быть реализуемой до конца, всегда происходят какие-то изменения. В Воронежской области успешно действует система по привлечению инвестиций, ведутся работы с инвесторами и инвестплощадками. Но мы должны понять, в каком направлении движемся в отношении развития этих территорий, как улучшить качество их работы и привлечь новых инвесторов. У нас есть определенное понимание проблемы. Это в первую очередь тарифы на ЖКУ, энергоносители, кадастровая стоимость земельных участков. В сравнении с другими зонами, они в какой-то части сильно завышены, в какой-то – занижены, – констатировал Владимир Дорофеев.

DSC_0104.JPG

Замглавы администрации Подгоренского района Игорь Васильев пояснил, что кадастровая стоимость не догма. Предприятия, которые понимают, что нагрузка по уплате арендных платежей или земельных налогов велика, легко через суды оспаривают кадастровую стоимость до 50%.

Васильев.JPG

Директор ООО «РБК-Черноземье» Игорь Титов заявил, что не считает кадастровую стоимость земельных участков сильно завышенной. Тем не менее, если бы цену удалось хоть немного понизить, поток инвесторов в регион, по мнению эксперта, мог бы увеличиться.

титов.JPG

– Несколько раз мы выходили к региональному правительству с инициативой о снижении выкупной стоимости земельного участка по территории особой экономической зоны. К слову, на территории индустриального парка «Масловский» действует льгота 20% от кадастровой стоимости. Если бы правительство одобрило снижение стоимости до такого же уровня, это, скорее всего, стимулировало бы приток инвесторов в область. Каждый заходящий к нам инвестор всегда спрашивает стоимость выкупа земельного участка. Стоимость аренды участка зависит от кадастровой стоимости земли: чем ближе к городу, тем она выше. Но я считаю, что цена не критическая. Для крупного инвестора 67 тыс. рублей за 1 га – вполне приемлемый ценник. Что касается выкупа земельного участка, то существуют льготы при достижении определенных параметров того или иного бизнеса. В особой экономической зоне такого нет, – пояснил Игорь Титов.

Необходимость в новых индустриальных парках

– Когда говорим о возможностях дополнительного привлечения денег из федерального бюджета, должны подумать: а может, нам вообще не нужны новые индустриальные парки? Может, нам достаточно того количества, что у нас есть? И то, что есть, либо используется неэффективно, либо проблема в неконкурентоспособности? Еще одна немаловажная тема – стоимость земельных участков. Что выгоднее инвестору: купить задорого землю рядом с городом, быть обеспеченным трудовыми ресурсами и транспортной инфраструктурой или за меньшие деньги приобрести «непаханое поле» где-то в районе области? – обратилась с вопросом к участникам дискуссии Ольга Хорошилова.

Владимир Дорофеев отметил: чтобы успешно конкурировать с другими регионами, Воронежской области нужно соблюдать баланс между наполняемостью бюджета и налаживанием долгосрочных отношений с инвесторами:

– Как говорится, курочка по зернышку клюет. Вроде бы у нас невысокие цифры по аренде земельных участков, вроде бы небольшие тарифы, а если все вместе посчитать, получается достаточно много. Вот чем отличается зона экономического развития Липецка от Воронежа? Там условия для инвесторов более интересные, тарифы ниже. И работают они уже около десяти лет, поэтому эффект развития у них выше. Воронеж и Липецк – две конкурирующие площадки. Ничто не мешает инвестору построить завод в Липецке, а жить при этом в Воронеже. Чтобы нам успешно конкурировать с Липецкой областью, мы должны как минимум быть не хуже, а по большому счету – лучше. Мы не можем снизить кадастровую стоимость участков, в бюджете региона и так мало денег. Поэтому здесь важно соблюсти баланс между наполняемостью бюджета и налаживанием перспективных отношений с инвестором.

Вице-президент Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» Илья Бельтюков считает, что главным преимуществом Воронежского региона перед соседями является численность населения:

Бельтюков.JPG

– Жесткой межрегиональной конкуренции между Воронежем и Липецком быть не может. Воронеж – город-миллионник. По сравнению с ним, Липецк, с точки зрения торговли, это деревня. Поэтому крупные объекты торговой инфраструктуры там в ближайшее время не появятся. Воронежу за пример следует взять Краснодар, где за последние 20 лет численность населения выросла на 30%. Наш регион пока такими цифрами, увы, похвастать не может. И это огромная проблема для региона.

Транспортная доступность

Говоря о первоочередных проблемах в развитии территорий с преференциями для бизнеса, управляющий партнер ООО «Венский дом» Андрей Меркулов выделил отсутствие развитой транспортной инфраструктуры:

– Мы не можем сравнивать себя с Липецком или таким мощным сельзхозрегионом, как Белгород, где существуют локальные кластеры бизнеса, завязанные на сельском хозяйстве. Если мы говорим о промышленных зонах, под которые как раз подпадает Воронеж, надо большое внимание уделять инфраструктуре. Безусловно, можно сделать для инвестора тариф по 3 рубля, и тогда у нас сразу появятся инвестиции и, возможно, льготы даже окупятся. Можно подтянуть в промышленный сектор наши вузы, чтобы на местах работали местные молодые специалисты. Но без должной транспортной инфраструктуры работать в индустриальных парках и особой экономической зоне будет некому. Хороший пример развития транспортной инфраструктуры – Сити-парк «Град», который под себя сделал свою транспортную компанию. В «Масловском» тоже должны пойти по этому пути – нужно там организовать маршрутки и недорогое грузовое такси.

Меркулов.JPG

Владимир Дорофеев согласился с коллегой:

– Общался с предпринимателями, они говорят: «Вы нам предлагаете переехать в "Масловский" – отличное место, прекрасный индустриальный парк, все замечательно. А как мы туда будем добираться? Ладно, гендиректоры, замы – у них машины есть. А рабочие на чем ездить будут?»

Бывший глава Масловки и Никольского микрорайона, директор Центра поддержки предпринимательства Воронежской области Андрей Демидов не понаслышке знает о транспортной проблеме района. Существуют только два маршрутных автобуса, которые проходят мимо Масловского индустриального парка. Прорабатывается вопрос с профильными департаментами о развитии в микрорайоне транспортной системы специально для работников «Масловского».

– Транспортная сеть, бесспорно, важна, и крупные предприятия прекрасно понимают это. Например, завод «Минудобрения» в Россошанском районе имеет собственную транспортную сеть, завод «Евроцемент» в Подгорном тоже сделал доступным транспортное обеспечение для работников не только из района, но и из Россоши, – привел примеры Андрей Демидов.

Демидов.JPG

Среди преимуществ Воронежской области, которые можно использовать для привлечения инвесторов, он выделил обширную площадь региона и близость федеральной трассы М-4 «Дон»:

– По площади и численности экономически активного населения Воронежская область занимает третье место в ЦФО, уступая только Москве и Московской области. Мы находимся в выгодном экономически-географическом положении – у нас крупная узловая трасса М-4. Кроме того, в регионе есть хорошо развитая система высшего образования, Воронеж – один из центров России по насыщаемости вузов. Среди приоритетных целей развития территорий с преференциями для бизнеса мы можем увеличить количество рабочих мест как раз за счет привлечения инвестиций. Наш регион находится в десятке по количеству созданных рабочих мест за последние три года. Впереди только регионы, которые превышают Воронежскую область по численности населения.

Демография

Эксперты добавили, что демографическая ситуация в регионе действительно сложная. Естественный прирост отмечен только в Воронеже, в районах же идет убыль населения. За последние годы регион потерял около 80 тыс. человек. Трудоспособное население уезжает из районов на заработки в Москву.

При этом спикеры уверены: к 2022 году в Воронежской области реально увеличить количество рабочих мест на территориях с преференциями для бизнеса.

Руководитель направления по взаимодействию с органами власти ГК «Агроэко» Анна Воронина оптимистично заявила, что на предприятии уже через год будет создано 2 тыс. рабочих мест. 

Воронина.JPG

Владимир Дорофеев добавил, что сейчас наметился крупный инвестор, который планирует прийти в регион и создать 2,5 тыс. рабочих мест единовременно.

Итог встречи

Участники дискуссии сошлись во мнении, что для увеличения конкурентоспособности необходимо активно развивать уже имеющиеся в регионе территории с преференциями для бизнеса, а также совершенствовать социальную инфраструктуру, чтобы привлекать к себе инвесторов.

Ольга Хорошилова предложила экспертам обсудить пакетное предложение для инвестора с оптимальными условиями для быстрого запуска производства. 

DSC_0023.JPG

Игорь Титов заметил, что быстрый запуск производства – это большая проблема для России:

– Лет десять назад общался с немецкими бизнесменами из корпорации Volkswagen. Они рассказали, что, приходя в качестве инвесторов в Африку или Южную Америку, получают готовую площадку со всеми подведенными коммуникациями. Остается только завезти свое оборудование и запуститься. А в России им предложили только пустое поле. И на всякий случай дали телефон губернатора – мол, если что, звоните. Для крупного инвестора инфраструктура очень важна, но в России ее обеспечить пока не готовы.

По словам Игоря Титова, в Воронежской области не хватает креативного кластера – индустрии, не связанной с материальными вещами.

– Самый удачный пример креативной компании – студия Wizart. Подобных студий можно сделать у нас десятки, персонально для них создать индустриальный парк, где они будут продавать свои услуги на весь мир. Креативная индустрия в обозримом будущем начнет серьезно двигать экономику, – уверен эксперт.

Анна Воронина признала, что креативный кластер может стать отличным инвестором, но, увы, не в Воронеже:

– Креативщикам важно, чтобы была комфортная территория для работы, а у нас она некомфортная ни по транспортной инфраструктуре, ни по социальной. Вынуждена признать, что мы уже потеряли нескольких инвесторов. Они отказались к нам приезжать, потому что не видят перспектив развития для себя и своих детей в Воронеже. Мы интересовались, что конкретно им не понравилось. Самые популярные ответы: низкий уровень медицины, отсутствие зеленых зон, ужасное поведение водителей на дороге. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: