, Воронеж
  • 12383

Профессии будущего. Воронежские эксперты рассказали о востребованности специалистов

На кого идти учиться школьникам, чтоб потом легко найти работу
Профессии будущего. Воронежские эксперты рассказали о востребованности специалистов Профессии будущего. Воронежские эксперты рассказали о востребованности специалистов
РИА Воронеж Текст — , фото — Воронежский Дом журналистов

В четверг, 18 февраля, в Воронежском Доме журналистов состоялся круглый стол на тему «Рынок труда после пандемии и цифровизации: на кого учиться, чтобы преуспеть». Эксперты обсудили текущее положение дел на рынке труда и сделали прогнозы о том, какие специалисты будут востребованы через 5–10 лет. Кто сможет рассчитывать на постоянную занятость и высокую зарплату и каких специалистов не сможет заменить искусственный интеллект – узнала корреспондент РИА «Воронеж».

Последние тенденции

По данным компании HeadHunter, в Воронежской области есть топ-5 востребованных профессиональных сфер, который держится достаточно стабильно на протяжении последних лет.

Первое место занимают работники сферы продаж. К этой области относится 27% всех публикуемых вакансий.

– И это вполне закономерно, так как продажи – ключевая функция любого бизнеса, поэтому такие специалисты будут востребованы всегда, вакансий появляется очень много. И эта же область достаточно быстро оправилась от влияния пандемии – то есть работодатели, как только появилась физическая и финансовая возможность, сразу вновь начали активно набирать специалистов в сфере продаж, – поясняет Екатерина Коркоцкая, ведущий менеджер по маркетингу и PR HeadHunter.

фото – Воронежский Дом журналистов
фото – Воронежский Дом журналистов

Второе место по востребованности у работодателей сейчас занимают IT-специалисты. На их долю приходится 14% всех вакансий.

По словам Екатерины Коркоцкой, это направление не только быстро восстанавливалось после пандемии, но даже начало активно расти. В марте 2020 года во всех сферах количество вакансий заметно снизилось, однако уже к ноябрю число трудовых предложений для айтишников превысило допандемийные показатели.

На третьем месте – вакансии для специалистов в сфере производства – 13% от опубликованных на HeadHunter в регионе. На четвертом месте – рабочий персонал, а пятое место занимают вакансии для работников сферы строительства и недвижимости.

– Пандемия ускорила развитие тех трендов, которые и так существовали на рынке труда. Например, очень четко обозначилась тенденция к бурному развитию IT-инфраструктуры, и это как раз и был тот фактор, который позволил многим компаниям в период самоизоляции не останавливать работу и выжить, – пояснила Екатерина Коркоцкая.

Пойти в IT?

Сейчас, когда информационная отрасль на подъеме, многие воронежские старшеклассники рассматривают для себя карьеру программиста.

Однако некоторые специалисты опасаются, что может повториться ситуация, сложившаяся в нулевые – десятые годы, когда на волне востребованности правовых и финансовых специалистов молодые люди ринулись получать экономическое и юридическое образование. В результате количество юристов и экономистов очень быстро превысило потребности рынка, и люди, пытавшиеся получить востребованную профессию, в итоге так и не смогли устроиться по специальности.

– На сегодняшний день это, безусловно, очень важная и востребованная профессия, но я думаю, что перекос в сторону айтишников так или иначе произойдет, просто потому что сейчас со всех сторон идет большая «реклама» этой специальности. И если этот тренд будет сохраняться, то можно будет наблюдать разочарование людей в сфере IT, так как конкурентов будет все больше, а зарплата – все ниже, – считает Аркадий Пономарев, основатель и акционер компании «Молвест».

фото - Воронежский Дом журналистов
фото - Воронежский Дом журналистов

Впрочем, не все считают, что из-за большого числа программистов в регионе они скоро станут не нужны. Некоторые полагают, что благодаря айтишникам не у дел могут остаться и другие специалисты.

– Чем сейчас занимаются айтишники? Тем, чтобы в будущем можно было обойтись без айтишников. По сути, они разрабатывают искусственный интеллект, который уже сегодня делает уверенные первые шаги, его компетенции во многом соизмеримы с компетенциями человека. Скоро, я думаю, он сам уже начнет создавать технологии, работать с базами данных, которые сейчас создаются и оцифровываются. Искусственный интеллект шагнет в самые неожиданные сферы и возьмет на себя многие рутинные процессы, тем самым заменив людей, – считает Дмитрий Проскурин, врио ректора Воронежского опорного вуза.

Звездный путь

Многие эксперты сошлись во мнении, что высококлассные специалисты в сфере промышленности будут востребованы еще очень и очень долго.

– Как бы мы ни восхищались перспективами цифровизации – цифра всегда накладывается на какой-то физический процесс, а процесс не накладывается на цифру. Создатели процесса – это инженерно-технические специалисты, поэтому я считаю, что в первую очередь будущее за инженерами, – говорит Аркадий Пономарев.

С ним солидарен и Василий Попов, ректор ВГУИТ. Он считает, что инженеры сейчас нужны больше, чем показывает статистика.

– Высококлассные, хорошо подготовленные инженеры часто не выходят на открытый рынок труда. Работодатели редко ищут их на бирже труда и сайтах вакансий. Обычно таких людей переманивают с других предприятий, «покупают» еще с университетской скамьи или выращивают в собственных рядах, – поясняет он.

Впрочем, по мнению Попова, востребованы не только инженеры, а уникальные специалисты любого профиля.

– Это звезды, которые на мировом уровне решают любую проблему в своей сфере. Такие люди в Воронеже были и есть, и у них не только нет проблем с трудоустройством, но и их зарплатная ведомость значительно отличается от среднестатистической в этой сфере. К сожалению, такие ребята не всегда остаются в Воронеже, и даже в России, их перекупают Google и Skoltech, но это реалии рынка труда, люди предпочитают идти туда, где хорошо платят, – говорит Василий Попов.

Чтобы стать специалистом высочайшего класса, нужно получить огромный объем знаний, но многие талантливые ребята на втором-третьем курсе понимают, что у работодателей есть к ним интерес, и начинают активно подрабатывать, чем, по мнению Попова, ухудшают свои шансы на блестящую карьеру.

– Мы стараемся предостерегать наших ребят от таких решений. Да, сначала кажется, что зарабатывать 30-50 тыс. рублей на втором-третьем курсе – это прекрасно. Ну это и правда так. Но у человека падает мотивация к тому, чтобы учиться и совершенствоваться. У него уже все хорошо, «жизнь удалась». На самом деле талантливые мальчики и девочки просто занимаются черновой работой, медленнее развиваются и в итоге теряют в квалификации. А со временем, как уже говорил мой коллега, людей, занимающихся черным трудом, заменит искусственный интеллект, – поясняет он.

Однако не у каждого человека получается стать звездой в своей отрасли.

Екатерина Коркоцкая считает, что это во многом связано не с недостатком способностей, а с неверным подходом к выбору будущей профессии.

– Я глубоко убеждена, что в качестве будущей профессии всегда нужно выбирать то дело, которым ты горишь. Например, если ваш ребенок спит и видит себя юристом – не нужно его отговаривать и убеждать поступать в вуз на программиста, потому что эта профессия очень востребована. В этом случае мир попрощается с прекрасным, возможно, гениальным, юристом и получит посредственного айтишника, – говорит эксперт.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: