Заместитель руководителя городского управления транспорта Максим Захаров ответил на вопросы воронежцев. Прямой эфир прошел в официальных пабликах правительства области в социальных сетях в пятницу, 21 мая. Захаров рассказал о выделенных полосах, троллейбусах, плате за проезд. Ключевые темы выступления – в материале РИА «Воронеж».
автор фото – Марина Колесникова
О троллейбусах
Количество троллейбусов планируют увеличивать. Мэрия намерена приобрести их по льготному лизингу в рамках программы «Безопасные и качественные дороги». Максим Захаров подчеркнул, что подавать заявку будут именно на этот вид транспорта, а не на автобусы.
Сейчас работают четыре маршрута: №7, 8, 11 и 17. Кроме того, Максим Захаров рассказал, что до конца года планируют вернуть маршрут №4, который ранее закрыли. Он соединит левый берег и правый. Есть два варианта схемы его движения: «длинный» путь, который предложили разработчики новой маршрутной сети «РосдорНИИ», а также «кольцевой», разработанный муниципальным «Воронежпассажиртранс».
Маршрут планируют вернуть до конца года. Однако основной вопрос – в инфраструктуре.
– Контакты сети, тяговые подстанции построены в 60-е годы. Они сильно изношены, требуют обновления и больших вложений. Есть 29 тяговых подстанций. Нам нужно определить количество, которое реально будем использовать для обеспечения движения троллейбусов. Упор сделаем на их модернизацию, – подчеркнул Захаров.
О ликвидации маршрутов
Максим Захаров анонсировал ликвидацию еще двух автобусных маршрутов до конца года. Изменения проводят в рамках внедрения новой маршрутной сети. Так, с улиц исчезнут маршруты №3 и №57В
– Маршрут №57В заменит 17-й – троллейбусный. Его дополнят автобусами. №3 – дублирует №45. Если 45-й начнет нормально работать, то 3-й можно будет ликвидировать, – пояснил Захаров.
О проездных
Максим Захаров рассказал, что мэрия инициировала внедрение безлимитных проездных на месяц. Предварительно посчитали, что стоить они будут 2,1 тыс. рублей. Проездные решат проблему жителей отдаленных районов, которым, чтобы добраться до нужной части города, приходится делать пересадки. Технически муниципалитет к этому готов, вопрос в финансировании.
– Пока областные коллеги нас не поддержали, потому что не понятно, кто будет компенсировать выпадающие доходы на случай, если количество поездок будет превышать плату. Город не дотирует перевозки, – добавил Захаров.
О скидках по карте «Мир»
Максим Захаров рассказал, что может возобновиться льготный проезд в маршрутках по картам «Мир». С 1 сентября по 31 декабря 2020 года обладатели такой карты платили в общественном транспорте не 21 рубль, а 17. Перевозчикам выпадающие доходы компенсировала платежная система – это была маркетинговая акция. Мэрия, по словам Захарова, попробует договориться с платежной системой о ее возобновлении.
– Мы попробуем вступить в диалог с «Миром», чтобы поддержать горожан. Скидка была хорошая. Кроме того, мы увидели увеличение пассажиропотока, – отметил чиновник.
О брутто-контрактах
Захаров отметил, что в этом году мэрия перезаключает контракты с перевозчиками. Они будут рассчитаны на пять лет. Рассматривается вопрос перехода на так называемые брутто-контракты, когда перевозчики будут отдавать мэрии весь заработок, а затем получать обратно зарплату. С одной стороны, это поможет решить ряд вопросов: исключить «гонки» водителей за пассажиров, наладить интервал движения маршруток, выход на линию в вечернее время. С другой стороны, это серьезно ударит по бюджету.
– Все считают, что если будут брутто-контракты, то транспорт станет идеальным. Проблема в том, что это опять же бюджетный рубль. Опыт коллег из других регионов показывает, что кассовый разрыв составляет 1,5−2 млрд рублей. А это, к примеру, четыре школы или восемь детских садов, – рассказал Захаров. – Поэтому брутто-контракты не означают, что из всех микрорайонов каждую минуту будут ходить большие и новые автобусы – траты бюджета колоссальны.
О штрафах
Мэрия намерена ужесточить контроль соблюдения водителями правил. Если до 2020 года повлиять на то, чтобы водитель, к примеру, не курил за рулем, не проезжал мимо остановок, а также выходил на работу по графику, мэрия могла, только погрозив, то сейчас есть возможность оштрафовать. Таковы условия новых контрактов.
За 2020 год общая сумма штрафов составила 1 млн 750 тыс. рублей (каждый штраф – 1 тыс. рублей). За первые три месяца 2021-го – 647 тыс.
– Эффект есть. Упор мы сделали на водителей маршруток, которые паркуются во дворах. Мы замечали даже большие автобусы. Сейчас этого стало меньше. То же самое – с санитарным состоянием салонов, экипировкой. Если во время проверки мы видим, что, к примеру, чехлы на сидениях грязные или разорванные – штрафуем, – рассказал Захаров. – В любом случае «кнут» должен быть – это мотивирует перевозчиков. Мы проверяем жалобы пассажиров. Их принимаем через электронную почту администрации. Единый оператор перевозок также принимает, а затем направляет нам. Просматриваем и сообщения в социальных сетях, реагируем на них.
О трамваях
Воронежские власти нашли потенциального инвестора для возвращения трамваев. Ведутся переговоры с концессионером трамвая «Чижик» в Санкт-Петербурге. Правда, пока это долгосрочные перспективы.
– Компании это интересно, представители приезжают. Но стоит вопрос экономики: каким будет пассажиропоток, каким будет тариф. С одной стороны, магистральный транспорт нужен, но это повлечет за собой ряд других организационных решений, – рассказал Максим Захаров.
К примеру, чтобы инвестору было выгодно работать в Воронеже, там, где проложат трамвайные пути, – в частности, на Московском проспекте, – автобусов не должно быть. По такому пути пошли в Санкт-Петербурге.
Захаров добавил, что возвращение трамвая – не вопрос ближайшего времени. Строительство инфраструктуры займет длительный срок, а также создаст неудобство для горожан.
– Возьмем ключевую магистраль – Московский проспект. Инфраструктуры – рельсов, контактной сети – там нет. Строительство займет три-четыре года, все это время проспект будет перекопан, – объяснил Максим Захаров.
Более логично, по словам Захарова, в организации общественного транспорта сначала пойти по пути внедрения выделенных полос. Вторым этапом перенести их на «осевую». Только после этого можно будет прокладывать рельсы, не мешая автомобилистам. Пока же при внедрении электротранспорта упор будут делать на троллейбусы.
О выделенных полосах
Выделенные полосы для движения общественного транспорта в Воронеже могут перенести на «осевую». То есть они будут размещены не в крайней правой полосе, а в крайней левой – там, где раньше были трамвайные пути. Это станет вторым этапом реализации проекта по внедрению «выделенок».
По словам Захарова, до конца лета 2021 года «выделенки», как и планировалось, появятся на основных магистралях города в крайней правой полосе. Переносить их на «осевую» будут позже – для этого необходимо подготовить соответствующую инфраструктуру: переходы, остановочные павильоны.
Если «выделенки» перенесут, на крайнюю правую полосу вернут парковки. Пока же мэрия ведет переговоры с концессионером о компенсации. Как отметил Захаров, речь не идет о том, что платные парковки появятся в других районах Воронежа – места найдут в Центральном и Ленинском. Предполагается, что существующее парковочное пространство пересмотрят таким образом, чтобы количество мест увеличилось.
О тарифах
– Воронежские перевозчики общественного транспорта несут убытки из-за тарифа в 21 рубль. Плата за проезд должна быть выше на 10−15 рублей, чтобы перевозки были выгодны, - заявил Максим Захаров.
– Наш тариф не обоснован экономически. Плата в 21 рубль не покрывает затраты. Наши коллеги из других региональных центров начали массово повышать тариф до 30−35 рублей. Это то, что нужно, чтобы перевозка окупалась, – рассказал чиновник. – Иначе довести общественный транспорт до стандарта невозможно.
Об обновлении автобусов
Максим Захаров напомнил, что ведется работа по обновлению транспорта. В рамках национального проекта в этом году закуплено 142 автобуса: 122 – для муниципального предприятия, 120 приобрели частники. Всего, начиная с 2019 года, обновили 441 автобус. В будние дни на маршруты выходят около 30% новых маршруток. Объем инвестиций составил около 970 млн рублей.
При этом около 390 автобусов (30%) уже адаптированы под нужды маломобильных граждан. Речь идет не только о большом классе, но и о среднем и малом, подчеркнул Максим Захаров. По словам замглавы транспортного управления, обновление будет проводиться и дальше – в среднем ежегодно по 25%. Предполагается, что к 2024 году все воронежские автобусы будут адаптированы для маломобильных воронежцев.