В Воронежской области несколько сотен братских могил и столько же памятников, обелисков, стел и памятных знаков, посвященных погибшим в годы Великой Отечественной войны. Среди них есть такие, о существовании которых знают только историки и жители находящихся рядом микрорайонов. Журналисты РИА «Воронеж» решили исправить историческую несправедливость.
В парке Воронежского агроуниверситета находятся сразу два братских захоронения – №18 и №19.
И это неудивительно. Бои в районе СХИ были одними из самых тяжелых в истории воронежского сражения. Позиции тут не раз переходили из рук в руки, но в конце концов фашисты так и не смогли выбить закрепившихся здесь советских солдат. Во многом нашим бойцам помогли именно здешние леса, скрывавшие их от противника и мешавшие точной работе авиации.
В районе СХИ в ходе многомесячных боев за Воронеж 10 и 11 июля 1942 года произошел первый успешный контрудар защитников Воронежа. Именно там армейская группа «Вейхс» потерпела первое унизительное поражение в сражении за Воронеж от его малочисленного гарнизона и сильно ослабленных частей 40-й армии. И именно 10 июля были захоронены первые защитники города в братской могиле №19.
Первые похороны на братской могиле №19 прошли 10 июля 1942 года. В тот день занятый фашистами городок сельскохозяйственного института атаковали красноармейцы. С одной стороны на врага наступал сводный полк, который был оперативно собран из небольшого количества выживших бойцов 41-го пограничного полка и двух полков НКВД – 233-го и 287-го.
Второй отряд создали из подразделений 121-й стрелковой дивизии, отступившей к Воронежу после тяжелых боев под натиском превосходящих сил противника. Благодаря совместным действиям обоих отрядов территорию институтского городка после тяжелейшего шестичасового боя освободили от оккупантов. Бои за СХИ были кровопролитными, здание главного корпуса института два раза переходило из рук в руки. Погибших красноармейцев хоронили в могиле, выкопанной недалеко от главного корпуса СХИ. Позже ее официально назвали братским захоронением №19.
Освобожденный район СХИ стал ближайшим тылом. Передовая находилась всего в нескольких сотнях метров. Там располагались медицинские, тыловые службы, связисты, а в здании лесотехниченского института на улице Тимирязева, 8 находился командный пункт 121-й стрелковой дивизии. Зная об этом, немцы авианалетами стремились стереть район студенческого городка СХИ с лица земли. Зенитчики, не жалея себя, боролись с немецкими самолетами.
Лидия Рябцева
В те дни в боях за Воронеж погибла пулеметчица Лидия Рябцева, в честь которой названа одна из улиц Коминтерновского района города. Шестнадцатого июля 1942 года 21-летняя девушка подбила самолет противника, но погибла от прямого попадания бомбы в установку. Все, что нашли и опознали ее боевые подруги, – оторванные кисти рук, намертво вцепившиеся в рукоятку пулемета.
«В этот день вражеская авиация предприняла массированный налет на район СХИ, на наши переправы у Лысой горы и дома отдыха имени Горького. Зенитчики вели огонь по фашистским стервятникам. Рухнул один из них, сбитый расчетом сержанта Анны Бучневой. Но уже другой «юнкерс» пикировал на установку. Сброшенная им бомба разорвалась рядом с машиной. Наводчик Рябцева всадила точную очередь в моторную часть самолета. Он вспыхнул, стремительно понесся к земле. И тут рванула еще одна бомба. Она угодила прямо в установку. Комсомолка Лидия Васильевна Рябцева, геройски погибшая за родной Воронеж, была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени».
Из книги Александра Гринько «В боях за Воронеж»
– Первоначально, согласно архивным документам, останки Лидии Рябцевой были похоронены в братской могиле примерно в 300 м восточнее химлаборатории. А после окончания войны их перенесли в братскую могилу №19, – объяснил кандидат исторических наук Владимир Размустов.
В братском захоронении №18 покоятся 134 человека, а в №19 – 172. Понятно, что бойцов, погибших на территории СХИ, значительно больше, многие защитники этого микрорайона навсегда остались безымянными.
Изначально на могиле №19 установили небольшой обелиск. В 1965 году его заменили на трехметровую скульптуру солдата. Памятник в виде скорбящего бойца в шинели и плащ-палатке с автоматом в правой руке выполнил скульптор Василий Буримов, одна из самых известных работ художника – 12 скульптур на фасаде железнодорожного вокзала Воронеж-1. Справа и слева от постамента на невысоких вертикальных стенках установили мраморные плиты с фамилиями похороненных воинов.
В этом же году в парке СХИ на братской могиле №18 установили четырехметровую бетонную стелу с барельефом солдата в полный рост. В правой руке он поднял автомат, на груди солдата – орден Славы.
У подножия обелиска горизонтально уложены мраморные плиты с фамилиями похороненных воинов. Автор памятника – скульптор Александр Мещеряков.
Братская могила №19 находится в парке напротив главного корпуса ВГАУ (остановка «Улица Дарвина») в парке имени Глинки.
Братская могила №18 расположена в этом же парке, но ближе к остановке «Дендрарий».