Мероприятие, заявленное как мастер-класс на тему «Музыкальное продюсирование: как помочь музыке в наступивших десятых?» для музыкантов, композиторов, продюсеров и других представителей творческий профессий, в результате превратилось в настоящее шоу. В течение двух часов участники мастер-класса слушали лектора буквально разинув рты, а завершилось мероприятие бурными аплодисментами.
– Музыка всегда нужна была человеку не чтобы потанцевать, а чтобы не сдохнуть, человеку для того чтобы жить, надо что-то ощутить, – начал мастер-класс Олег Нестеров. – Давайте вспомним, что две тысячи лет назад люди не приходили на лекции и ктакие-то посиделки, чтобы послушать, как сочинять музыку, люди и так все знали. У каждого из вас внутри играет музыка! Чаще всего это какое-то знакомое произведение, но иногда это то, что мы по радио и интернету не слышим. И если человек не композитор, а, допустим, банкир, то ему никогда в голову не придет, что сейчас в нем звучит музыка, которую никто никогда не слышал.
По словам Олега Нестерова, услышать эту внутреннюю музыку и интуитивно сыграть ее способен любой человек, и если в древности так и происходило, то сейчас наши головы забиты повседневными делами, а к любому делу мы стараемся подходить рационально и поэтому достичь этого «резонанса» со своей внутренней музыкой (в самом широком понимании этого слова) удается не каждому.
– Посмотрите на себя, вы ведь наедине с собой не бываете! Вы то с этим, то с этим, – заявил Олег Нестеров, изображая, как люди утыкаются в клавиатуру телефона или планшета. – 15 лет вы учитесь в консерватории и в 9 из 10 случаев превращаетесь в музыкальную шкатулку!
По мнению лектора, это связано с неумением чувствовать разницу между понятиями «исполнять музыку» и «играть музыку», и с большим количеством посредников, которые мешают передать мелодию слушателю в точности такой, какой композитор услышал ее «внутри».
– Люди до сих пор думают, что звукозапись – это музыка, но это великий обман! Исполнение всегда различно! Оно зависит от настроения, от того, сколько я спал сегодня, с кем я спал, что я ел на завтрак, читал ли я «Войну и мир»... Любое исполнение происходит здесь и сейчас, именно поэтому музыка – такая сила. А хитрецы придумали закатывать все это в консервные банки.
– Вы понимаете, что ваши внуки вас будут спрашивать: «Дед, ба, а вы что, правда слушали по много раз вот эти вот записанные треки?» Человечество изобретет что-то. Может, это будет генеративная музыка, может что-то другое – я не знаю.
«Эра дирижеров», чья задача состоит в том, чтобы заставить оркестр исполнить музыку, закончилась, считает Олег Нестеров («Ноты не нужны, оркестр не нужен, дирижер не нужен! Пришла новая религия!»). По мнению музыканта, началась эра продюсеров, задача которых – поймать «ускользающую красоту» музыки, вдохновить талантливого музыканта, чтобы он смог сыграть так, чтобы его музыка пережила всех нас.
Для этого, по мнению Олега Нестерова, нужно соблюдать три принципа творческого акта: не понимать, что происходит, ничего не ждать и ни от кого не зависеть. «Вы делаете дело, идете вперед, и перед вами открываются все двери – только так и бывает. А если нет – вы не туда идете».
– Очень надеюсь, что мы с Олегом придумаем большой курс, сейчас мы это обсуждаем, – рассказал ректор академии Эдуард Бояков в финале встречи.
Музыкант, в свою очередь, признался, что в Воронеже он «много всего ощутил и встретил»:
– Город – это же не только достопримечательности, это и то, как люди ходят, как они смотрят, места, где что-то происходит и в какие то моменты я поймал себя на том, что чувствую: в городе что-то стало происходить и это будет что-то интересное, что-то новое.