Жители Воронежа массово пожаловались на навязывание услуг по поверке и замене счетчиков холодного и горячего водоснабжения весной 2017 года. Представители недобросовестных фирм используют разные способы связи: звонят на «городские» телефоны, разбрасывают извещения по почтовым ящикам многоквартирных домов. Цель – заставить хозяев квартир оплатить необязательную услугу.
Среди навязчивых компаний – как официально работающая с водоканалом организация, так и не имеющие к нему отношения фирмы. Каким образом сотрудники «Ресурс-Контроля», «Единой городской службы по учету водоснабжения», «Водоучета», «Городской сервисной службы» и «Энергоучета» склоняют горожан раскошелиться, разобрался обозреватель РИА «Воронеж».
«Ресурс-Контроль» и его «серый» метод
Житель улицы Переверткина, военный пенсионер Александр Кирьянов пожаловался в редакцию РИА «Воронеж» на навязывание услуг ООО «Ресурс-Контроль». В начале июня 2017 года в квартиру мужчины по телефону позвонил сотрудник «Ресурс-Контроля» и сказал, что пора поменять счетчики воды – якобы их не меняли с 2012 года.
– Звонивший пригрозил, что если мы будем тянуть, то нам вообще перекроют воду. Но вся соль в том, что мастер нашей управляющей компании в 2016 году поменял нам старые счетчики на новые. У меня есть все подтверждающие документы, – подчеркнул Александр Кирьянов.
Через два дня пенсионер решил прояснить ситуацию и сам позвонил в «Ресурс-Контроль». Диспетчер сообщила, что выводы о необходимости замены счетчиков сделаны после недавней поверки счетчиков в квартире Александра Кирьянова.
– У нас всегда кто-то есть дома, но ни я, и ни кто-то другой из членов моей семьи никакого контролера в глаза не видел! Когда девушке уже стало нечего мне отвечать, она спросила: «Так вы будете становиться на очередь по проверке счетчиков?» Я сказал, что нет, – поделился военный пенсионер.
Как на самом деле
ООО «Ресурс-Контроль» действительно уполномочено устанавливать, проверять и заменять счетчики, так как имеет договор о сотрудничестве с «РВК-Воронеж». Но угроза об отключении воды в квартире Александра Кирьянова была необоснованной.
Практики отключения воды в отдельных квартирах многоэтажных домов нет, потому что это технически невозможно – пришлось бы отключать весь стояк многоэтажки. Отключить в отдельной квартире можно только водоотведение. Подачу воды могут прекратить только в частном секторе, если владелец дома не платит за воду больше трех месяцев. То есть в любом случае непроверенный счетчик не может стать основанием для отключения воды в любом жилье.
– Начинать разговор с потенциальным клиентом с угроз типа «если не запишетесь на проверку счетчика, отключим воду», недопустимо. Решение о проверке или замене счетчика принимает сам абонент по заявительному принципу, – пояснили журналисту РИА «Воронеж» в городской системе ЖКХ.
Кроме ООО «Ресурс-Контроль», воронежский водоканал имеет договор с ООО «Протэкт». Компания уполномочена только поверять счетчики, но не заменять их. С другими компаниями «РВК-Воронеж» не сотрудничает.
Метод «Единой городской службы по учету водоснабжения» с печатью и ссылкой на законы
Другой способ навязать услуги использует «Единая городская служба по учету водоснабжения». Компания разбрасывает по почтовым ящикам многоквартирных домов спам, который называет «извещениями» и «повторными извещениями».
В листовках сообщается об утвержденном графике коллективной поверки приборов учета воды в конкретном доме. Собственникам жилья предлагают оформить телефонную заявку на метрологическую проверку счетчиков воды. Служба призывает поторопиться с заявкой, чтобы избежать начисления платы за потребление воды по общему нормативу.
Для убедительности авторы извещения ссылаются на федеральный закон об обеспечении единства измерений и постановление правительства о предоставлении коммунальных услуг. Также на «извещении» стоит цветная печать «Единой городской службы по учету водоснабжения».
Водоканал призывает не воспринимать всерьез такие листовки.
Кто еще навязывает услуги
Услуги по проверке и замене счетчиков в Воронеже навязывают еще несколько компаний – «Единая городская служба" Водоучет"», «Городская сервисная служба» и «Энергоучет».
– «РВК-Воронеж» не рассматривает акты, подписанные представителями этих фирм. Опломбирование и поверка приборов учета осуществляется только ООО «РВК-Воронеж», либо организациями, имеющими договор с водоканалом.Сергей Снегарев
коммерческий директор ООО «РВК-Воронеж»
По словам руководителя ТСЖ «Дон» Алексея Рукина, жильцы дома №114/13 на улице Ломоносова часто получают сомнительные предложения по замене внутридомовых счетчиков водоснабжения.
– На моей памяти такое предложение приняли хозяева только одной квартиры нашего ТСЖ. Качество таких услуг вызывает большое сомнение. Кто, кроме конкретной управляющей компании, может гарантировать качество заменяемого оборудования? Человек заплатит деньги, а как потом будет работать это оборудование – большой вопрос. Устранение чужих недоработок отвлекает наших специалистов от их основной работы, – отметил Алексей Рукин.
Как узнать, что вам пора заменить счетчик
Ресурс счетчиков холодного водоснабжения составляет шесть лет, горячего – четыре года. Чтобы узнать, действительно ли вам пора заменить счетчик, найдите паспорт прибора и акт принятия счетчика на коммерческий учет. Там будет указана вся информация о сроке замены прибора учета. Свои базы данных приборов учета водоснабжения имеются у «РКВ-Воронеж» и управляющих компаний.
Если срок поверки подошел, найдите квитанцию за водоснабжение и определите, кому вы платите за воду – напрямую водоканалу или через управляющую компанию. Жильцам, которые не перешли на прямые расчеты с ООО «РВК-Воронеж», по вопросам установки и опломбировки приборов учета следует обращаться в УК или ТСЖ. Те, кто получает квитанции напрямую от водоканала, должны обратиться в «РВК-Воронеж» либо в его подрядные организации «Ресурс-Контроль» и «Протэкт».