Воронеж попал в федеральную программу по льготному лизингу, которую курирует Минтранс. По ней автобусы приобретаются значительно дешевле и с отсрочкой платежа. Наш город стал лидером страны по количеству приобретенного таким образом транспорта. Первый транш – 62 модернизированных ЛИАЗ-5292, которые городские и региональные власти презентовали во вторник, 10 ноября. Этот транспорт поступит в автопарк муниципального перевозчика «Воронежпассажиртранс» и начнет обслуживать горожан уже в декабре.
Чем отличается новый транспорт и подорожает ли проезд – в материале РИА «Воронеж».
Как Воронеж попал в программу
Заявки на приобретение транспорта на условиях льготного лизинга в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» подали многие города-милионники, но Воронеж лидировал – ему удалось оформить больше всего автобусов по льготной цене.
Условий для участия в программе было много. К примеру, наличие возможности оплаты проезда картой во всех автобусах, жесткая «такса» за проезд и наличие выделенной полосы для общественного транспорта. В ходе онлайн-встречи Владимира Путина с губернатором Александром Гусевым заявку назвали «великолепной».
– Это была серьезная конкурентная борьба между городами, которую мы выиграли, – подчеркнул на презентации автобусов мэр Воронежа Вадим Кстенин.
Кроме того, Государственная лизинговая компания предварительно одобрила заявку и от одного из частных перевозчиков Воронежа на приобретение еще 20 низкопольных современных экологичных автобусов большого класса. В конце следующего года они тоже могут выйти на городские улицы.
Когда можно будет прокатиться на новом транспорте
Первые новые автобусы на газомоторном топливе после оформления в ГИБДД, настройки модулей ГЛОНАСС и речевых информаторов выйдут на линии уже в начале декабря 2020 года. Они будут колесить по маршрутам 14В, 6 и 9КА. Поставка новых машин позволит перенаправить парк техники, обслуживающий сейчас эти направления, на другие маршруты – 41, 52 и 15. В целом новые транспортные средства будут использоваться на шести кольцевых и четырех магистральных маршрутах города.
В общей сложности для «Воронежпассажиртранса» закупается 120 единиц подвижного состава большого класса. Еще 58 автобусов (вторая заявка) приедут в начале 2021 года и выйдут на линию примерно в марте.
Узнать автобусы можно будет по специальным наклейкам – брендирование проведут в соответствии с утвержденным Минтрансом макетом.
Сколько стоят новые автобусы
По словам мэра, стоимость такого автобуса на заводе – 12 млн 200 тыс. рублей, а по льготному лизингу в рамках федеральной программы – всего 8 млн рублей.
– В течение ближайших пяти лет мы будем выплачивать деньги для того, чтобы эти автобусы полностью перешли в муниципальную собственность. За последние несколько десятков лет такой масштабной замены транспорта у нас не было, – признался глава города.
По данным департамента промышленности и транспорта Воронежской области, общая стоимость всех партий автобусов для Воронежа по программе – 750,3 млн рублей. Расплачиваться за них начнут лишь в следующем году.
– Лизинговые платежи ложатся на городской бюджет существенной нагрузкой. Но мы предоставим коллегам соответствующие бюджетные транши для того, чтобы они смогли справиться с тратами. И в будущем будем стремиться к тому, чтобы благодаря этой программе был обновлен весь городской автопарк. Но хотелось бы делать ставку на частных перевозчиков, чтобы они активнее заявлялись в программу. Чтобы не увеличивать нагрузку на бюджет, – пояснил заместитель председателя правительства Воронежской области Артем Верховцев.
Программа действует до 2024 года. Так что есть надежда, что все «сараи» исчезнут с городских маршрутов. Всего на линии по Воронежу выходят порядка 300–320 автобусов большой вместительности.
Почему автобусы можно считать современными
ЛИАЗ-5292 имеет 28 посадочных мест и 105 мест общей вместимости. Он оборудован большим количеством техники – это и видеонаблюдение, и тахографы, и планшетное управление. Панель начинена датчиками, которые показывают в том числе и неисправность автобуса.
Фиксируется не только салон транспортного средства – три наружных камеры позволяют водителю оценить дорожную ситуацию и спереди, и сзади, а также контролировать посадку и высадку пассажиров через дисплей.
Техника оснащена цифровыми маршрутоуказателями – боковым, фронтальным и внутренним, а также системой безопасности. К примеру, водитель не сможет начать движение, если посадка-высадка не завершена, а двери еще не закрылись.
Также комплектация предусматривает так называемую систему безопасности водителя, которая оценивает состояние шофера и в экстренных ситуациях подает звуковой сигнал.
Со временем автобусы планируют оборудовать валидаторами – пассажиры будут иметь возможность заходить не только в переднюю дверь, но и в любую другую. Соответственно, не будет толкучки у входа. На каждой ручке при входе будет установлен валидатор, который даст возможность расплатиться.
Евгений Козлов – водитель автобуса 14В – один из тех, кому вскоре предстоит рулить новой машиной.
– Эти автобусы новые, чистые, современные. На таких приятно работать. Тут тепло – печка греет и ноги, и лобовое стекло. Видеокамера снимает салон. Я очень доволен, – поделился он с корреспондентом РИА «Воронеж».
– Усовершенствована и система для маломобильных граждан – есть пневмоподвеска, которая позволяет наклонять автобус в одну сторону, откидывать трап. У нас сегодня мало автобусов, которые имеют возможность перевозить такую категорию граждан. А 120 современных автобусов – большой шаг вперед в этом направлении. Кроме того, мы имеем ремонтную базу, и сервисные службы по этим автобусам работают хорошо. У нас есть опыт их эксплуатации, – рассказал Вадим Кстенин.
– Новые автобусы работают на метане. Это более экологичное и экономичное топливо. Затраты на топливо снижаются до 30%. Это один из способов не сильно повышать тарифы, – поддержал его Артем Верховцев.
Подорожает ли проезд
Дорожать проезд в общественном транспорте, скорее всего, все же будет.
– Цена, которая сегодня установлена, существенно ниже себестоимости, поэтому в перспективе такую возможность исключать нельзя. Стоимость топлива, эксплуатации транспорта растет. Нужно повышать зарплату и водителям. С ними сегодня целая проблема – на эту работу не идут, – констатировал Артем Верховцев.
Пандемия накладывает отпечаток – ездить стали меньше, соответственно, меньше и прибыли.
– Весной в нашей отрасли было тяжело, падение пассажиропотока достигало порой и 80%. В начале осени отрасль воспряла, но сейчас пассажиропоток снова упал процентов на 20 по сравнению с сентябрем. Многие водители за это время ушли, ведь их заработки сильно упали. На некоторые маршруты реально трудно кого-то найти. Часто люди просто боятся заразиться, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» руководитель городского управления транспорта Максим Захаров.
В новом автобусе, к слову, водитель находится в «капсуле» и в какой-то степени защищен от вирусов.
Муниципальная транспортная компания проводит набор водителей, гарантируя зарплату в 50 тыс. рублей и соцпакет. Подробности можно узнать по телефону 8 (473) 263 77 66.