В 2019 году по сравнению с 2018-м нагрузка на судей в Воронежской области выросла в среднем на 100 дел. Одна из причин кроется в том, что судейское сообщество находится в стадии обновления. Штатом предусмотрена 461 единица, но по факту трудятся лишь 407 судей. В среднем каждый рассматривает 85 дел в месяц. Об этом сообщил председатель Воронежского областного суда Василий Тарасов на совещании судей региона в пятницу, 21 февраля.
Воронежские судьи научились работать быстрее. Если в 2017 году с нарушением сроков было рассмотрено 692 дела, то в 2018-м – 303, а в 2019-м – 191, или 0,05% от общего числа.
– Тут главное – не перестараться: скорость для нас не является целью. Чересчур быстрое рассмотрение может повлечь невнимательность. Ускорять процессы в ущерб качеству расследования мы не собираемся, – подчеркнул Василий Тарасов.
Суды региона в 2019 году рассмотрели более 370 тыс. дел. Большая часть (свыше 278 тыс.) прошла в рамках гражданских и административных споров. Уголовных дел было рассмотрено более 10 тыс.
В регионе стали чаще проходить суды присяжных. Как отметил председатель облсуда, «это лишь начало». За 2019 год процессы с участием присяжных состоялись в Богучарском, Рамонском и Россошанском районах – по одному в каждом. Еще столько же – в облсуде.
– То, что с недавних пор суды присяжных рассматривают дела в районных судах, – уже достижение. В маленьких районах, вероятно, не все хотят выступать в роли судей. Представьте, что вам придется выносить приговор соседу. Но, на мой взгляд, подобные суды будут набирать обороты, за ними будущее, – считает глава Воронежского облсуда.
Василий Тарасов также поднял тему взяток в судейском сообществе:
– Искоренить коррупцию сложно, но стремиться к этому нужно. Сам принцип назначения судей – весьма серьезная процедура.
Претендент должен раскрыть сведения о своих доходах и расходах, чтобы они сходились. Также кандидат предоставляет информацию о своем имуществе и о доходах близких родственников.
– Нововведения, которые приняты сегодня, тоже имеют антикоррупционную составляющую. Судей в какой-то степени делают независимыми от председателей судов, исключая возможное давление. Председатель сегодня лишен возможности направить в органы судейского сообщества ходатайство о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Дела распределяются электронно, то есть председатель не может передавать дела таким судьям, которые, по его мнению, могли бы «правильно» рассмотреть дело, – пояснил Василий Тарасов.