Воронежская областная дума приняла в двух чтениях закон «Об исполнении областного бюджета за 2023 год» в рамках очередного заседания регионального парламента. Об этом сообщили в пресс-службе облдумы в четверг, 1 августа.

Комментируя основные параметры документа, председатель облдумы Владимир Нетесов подчеркнул, что в прошлом году удалось сохранить устойчивость областного и муниципальных бюджетов, а также обеспечить выполнение утвержденных бюджетных назначений.

– Доходная часть областного бюджета составила 193,7 млрд рублей, расходная – 188,7 млрд рублей. Таким образом, профицит бюджета составил почти 5 млрд рублей. Расходная часть областного бюджета традиционно имела социальную направленность, большая часть бюджетных средств – 61,7%, или более 116 млрд рублей, – направлена на отрасли социальной сферы, – отметил Владимир Нетесов.

Собственные доходы областного бюджета в 2023 году составили 149,8 млрд рублей, с увеличением к 2022 году на 21,5 млрд рублей, или 16,7%. Стабильным доходным источником для бюджета региона остается налог на доходы физических лиц. Он поступил в областной бюджет в сумме 43,4 млрд рублей, с ростом к предыдущему году почти на 6 млрд рублей.

Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 2023 году составил 43,9 млрд рублей. Область приняла участие в 24 федеральных государственных программах.

Социальная направленность и нацпроекты

При исполнении бюджета прошлого года традиционно особое внимание было уделено национальным проектам. На их реализацию в 2023 году направлено 28,5 млрд рублей. Все заключенные в рамках национальных проектов соглашения в прошлом году были обеспечены стопроцентным финансированием.

Еще одним приоритетом является повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. В результате принятых в прошлом году решений заработная плата всех категорий работников росла в 2023 году одинаковыми темпами и увеличилась к уровню 2022 года на 15,5%. По всем «указным» категориям целевые показатели по заработной плате достигнуты. Отметим, что в прошлом году в регионе трижды повышали заработную плату выше рекомендованного уровня. И такая возможность была не у всех регионов России.

Одним из основных направлений расходования средств по-прежнему остается здравоохранение. В целом, расходы на эту отрасль вместе со средствами федерального бюджета, ОМС и платными услугами в сопоставимых условиях сложились в сумме 58,5 млрд рублей с ростом к уровню 2022 года на 3,7 млрд рублей.

Расходы на образование в прошлом году составили 53,5 млрд рублей, из которых 38,4 млрд рублей – это областные полномочия. К уровню 2022 года эти расходы выросли почти на 20%.

Это позволило выполнить все программные мероприятия, в том числе создание центров образования «Точка роста» и «IT-куб», технопарка «Кванториум», приобретение компьютерного оборудования, обеспечение горячим питанием обучающихся 1−4 классов, капитальный ремонт и материально-техническое оснащение объектов.

Расходы на социальную политику в 2023 году также выросли более чем на 19%, или почти 6,3 млрд рублей, и составили 27 млрд рублей.

Существенный рост связан прежде всего с расходами на софинансирование ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка – 1,6 млрд рублей, поддержку участников СВО и их семей – свыше 300 млн рублей, а также на льготы по газификации малоимущим гражданам, многодетным семьям, ветеранам, инвалидам и участникам СВО, приобретение жилья для детей-сирот.

В расходах традиционно наибольшую часть занимают обязательства по социальной поддержке населения. В прошлом году они составили 18,9 млрд рублей с ростом к 2022 году на 15%. Бюджетные ассигнования направлены на обеспечение 101 вида выплат.

За последние годы значительно увеличились расходы на мероприятия в сфере культуры, физической культуры и спорта. В 2023 году расходы в сфере культуры составили 2,9 млрд рублей и выросли к уровню 2022 года на 23,7%. Это позволило обеспечить все запланированные мероприятия, а также финансирование театров, музеев, библиотек в полном объеме.

На физкультуру и спорт направлено 2,5 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 13,4%. Существенные средства в прошлом году направлены на ремонт, благоустройство действующих и создание новых некапитальных спортивных объектов, поддержку массового спорта и спорта высших достижений.

На протяжении пяти лет в области реализуется адресная программа капитального ремонта. За это время на приведение в нормативное состояние, прежде всего, объектов социальной сферы направлено более 13,5 млрд бюджетных средств. И только в 2023 году на данные цели выделено почти 4,5 млрд рублей с ростом на 30% к уровню 2022 года, из которых половина – муниципальная собственность. Финансирование позволило провести ремонт 280 объектов.

Бюджет развития

Расходы на адресную инвестиционную программу, дорожное хозяйство, поддержку сельского хозяйства и промышленности в 2023 году составили 53,5 млрд рублей.

Так, на реализацию областной адресной инвестиционной программы было направлено 23,4 млрд рублей, в том числе 13,1 млрд рублей областных средств. При этом две трети финансирования направлено на строительство объектов социальной сферы. Значительное увеличение расходов, которые с 2021 года выросли почти в три раза, позволяет Воронежской области реализовывать масштабные, капиталоемкие проекты и планировать новые значимые объекты для развития региона.

На строительство новых автомобильных дорог, реконструкцию и содержание действующей сети из бюджета в прошлом году направлено более 21 млрд рублей, в том числе муниципалитетам – более 7,7 млрд рублей. Все планы и задачи по развитию дорожной сети региона выполнены.

Объем поддержки отраслей сельского хозяйства и промышленности составил 8,7 млрд рублей. При этом ассигнования федерального бюджета за последние годы не увеличиваются, а объем областных средств постоянно растет. В 2023 году сельхозтоваропроизводителям и промышленным организациям была оказана поддержка по 62 направлениям.

Регион с высоким уровнем долговой устойчивости

В целях развития региональной экономики Воронежской областью активно используются новые инструменты федеральной поддержки – «инфраструктурного меню» (инфраструктурные бюджетные кредиты, специальные казначейские кредиты, кредиты на опережающее финансирование). Так, в 2023 году в регион привлечены средства в общей сумме 6 млрд 978,6 млн рублей, которые были направлены на строительство автомобильных дорог, объектов жилищно-коммунального хозяйства, развитие особой экономической зоны, приобретение автобусов для обновления парка автотранспортных предприятий.

Что касается поддержки муниципалитетов в 2023 году, она составила 68,9 млрд рублей. То есть более трети всех расходов регионального бюджета – это межбюджетные трансферты. Рост к уровню 2022 года составил 6,8 млрд рублей. Средства направлялись не только на софинансирование расходных полномочий муниципалитетов, но и была оказана дополнительная поддержка в объеме 715 млн рублей.

По результатам оценки, проведенной Минфином России, Воронежская область отнесена к группе субъектов.

– Воронежская область уверенно чувствует себя и в текущем году. Финансирование всех запланированных мероприятий предусмотрено полным рублем. Поступательное социально-экономическое развитие региона продолжается, – резюмировал председатель областной думы Владимир Нетесов.

Ранее РИА «Воронеж» сообщало, что за шесть месяцев 2024 года депутаты облдумы рассмотрели почти 2,2 тыс обращений граждан. Основная часть вопросов касалась социального обеспечения, работы сферы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и транспорта. Жители региона обращались в ходе личных приемов и дистанционно: по почте или через электронную приемную.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».