На заседании регионального парламента 5 июня депутаты официально утвердили дату выборов губернатора Воронежской области. Голосование состоится 14 сентября 2014 года. О том, чего жителям области ждать от предстоящей кампании и как будет проходить волеизъявление граждан, рассказал сопредседатель Ассоциации некоммерческих организаций по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Александр Брод. 

- До сих пор бытует мнение, что голос одного избирателя ничего не изменит. Люди не идут на выборы, заявляя, что «все уже решено без нас». Это старое мифическое представление о голосовании или действительность?

- Действительно, несколько лет назад избирательный нигилизм был очень популярен среди граждан. Тогда и звучали мнения, что на выборы ходить незачем. Однако времена сильно изменились. Сегодня значительно вырос контроль со стороны общества над всеми этапами проведения избирательной кампании – от ее официального старта до процедуры подсчета голосов. Любое нарушение, а тем более серьезное, вызывает немедленную реакцию в СМИ, а затем и отклик со стороны правоохранителей и общественников.

Выборы становятся все более живым и конкурентным процессом. Если раньше, к сожалению, нередко использовались значительные приписки, то сегодня избирательная кампания стала реальным соревнованием – кандидатов, их программ, знания и опыта. И повлиять на исход этих соревнований может только реальная явка избирателей. На сегодняшний день при всестороннем внимании со стороны общественности, наблюдателей, представителей самих кандидатов утаить чей-то голос, подтасовать его становится почти невозможно. Так что установки типа «не пойду голосовать, потому что за меня все уже решили» давно ушли в прошлое.

- Какие изменения, произошедшие в выборном законодательстве, способствовали повышению легитимности и прозрачности электорального процесса?

- За последние годы произошла существенная либерализация законодательства, совершенствующая избирательную систему. Так, в России вернулась система прямых выборов глав регионов, появилось более 50 различных политических партий. Как результат – в кампаниях 2013 года значительно меньше применялся административный ресурс. В итоге смогли победить мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, губернатором Забайкальского края стал справедливоросс Константин Ильковский. Стоит подчеркнуть, что год от года увеличивается количество наблюдателей, следящих за ходом голосования, предвыборной кампанией. В таких условиях нарушения становятся все менее вероятными.

Кроме того, согласно нововведениям избирательного законодательства, на всех участках должны быть установлены прозрачные урны для бюллетеней. Это позволит изначально исключить возможность каких-либо «вбросов» или спекуляций на эту тему. Такие изменения, безусловно, положительно отразятся на увеличении прозрачности процесса голосования. Однако на местах членам комиссии необходимо будет предупредить избирателей, что свой бюллетень им нужно складывать – чтобы не нарушить тайну голосования.

- А какова ситуация с подтасовками результатов во время подсчета голосов? Можно ли бороться с нечестными комиссиями?

- Во-первых, на многих участках в день голосования будут установлены так называемые КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней). Они связаны с системой ГАС «Выборы», которая автоматически учитывает голоса. Кроме того, по новым правилам, избиратель может самостоятельно обжаловать результаты голосования на конкретном участке – если считает, что там были явные нарушения. К примеру, не так давно в Тамбовской области член избирательной комиссии получил около пяти лет тюрьмы за переписывание итоговых протоколов. Также на всех этапах голосования, в том числе и при подсчете голосов, на участке вправе присутствовать не только наблюдатели, но и журналисты. Естественно, при постоянном контроле со стороны общественности возможность махинаций резко снижается.

- Каких нарушений стоит ожидать во время избирательной кампании?

- Основные нарушения чаще всего регистрируются на предвыборном этапе – при выдвижении кандидатов и, особенно, во время активной агитации. Возможны различные варианты подкупа избирателей, несанкционированное использование средств на предвыборных банковских счетах и выпуск листовок и агитматериалов без выходных данных. К сожалению, до сих пор распространена практика применения компромата и «черных» PR-технологий в отношении оппонентов. С этими нечестными методами политической борьбы следует разбираться как избирательным комиссиям, так и правоохранительным органам. Однако в последнее время существенно снизилось применение административного ресурса и «вбросов» – на сегодняшний день эти риски почти исключены.

- Возвращаясь к Воронежской области, какие принципиальные отличия, на Ваш взгляд, будут характеризовать избирательную кампанию?

- В первую очередь, за ходом голосования в регионе будут наблюдать значительно больше, чем обычно. Бесспорно, это позитивный момент – чем большее людей будут следить за соблюдением законности, тем лучше. Однако наблюдатели должны быть подготовленными людьми, обладать необходимыми знаниями – то есть их нужно готовить. К этой работе готовы подключиться и мы – АНО «Гражданский контроль» организует специальные семинары для будущих наблюдателей. Слушатели – в основном, студенты юридических вузов. Обучение мы собираемся проводить на базе юрфака ВГУ. Всего мы планируем подготовить около 200 наблюдателей. Кроме того, есть предложение создать небольшие мобильные «группы реагирования» из юристов, специализирующихся на избирательном праве. Они смогут выезжать на конкретные участки по мере поступления жалоб и разбирать их на месте с привлечением избирательной комиссии и полиции. Также, скорее всего, мы организуем «горячую линию», куда смогут обращаться все жители Воронежской области. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter