IT-рынок – один из самых быстрорастущих в мире, и найти свое место в этой сфере не поздно ни новичкам, ни уже состоявшимся разработчикам. О том, какие специалисты востребованы в IT в Воронеже, с чего начать карьеру и есть ли в сфере информационных технологий место для людей с нетехническим образованием, рассказали сотрудники международной компании DataArt. Это один из лидеров на региональном рынке, компания привлекает перспективных специалистов и создает максимально комфортные условия для работы и развития.
Алексей Яшин, .NET Developer, ментор практики
Свою карьеру в разработке Алексей Яшин начал с любви с первого взгляда с .NET, который начал изучать на втором курсе университета. Язык девелопер выбрал целенаправленно, после непродолжительных метаний. В DataArt по этому направлению преобладают масштабные, интересные, технологически сложные проекты, где заказчиками выступают крупные промышленные предприятия, ведь основной язык программирования платформы .NET – С# - хорош для реализации корпоративных систем.
Со временем Алексей Яшин стал ментором практикантских программ, которые готовят молодых специалистов, у которых еще нет опыта, к работе в реальных проектах. Свою выгоду получает и наставник: как отметил разработчик, в процессе обучения сам начинаешь глубже понимать предмет.
– Моим практикантом стать несложно, но с каждым кандидатом я провожу собеседование, стараюсь понять, будет ли мне интересно с ним работать. Опираясь на опыт, могу сказать, что ни разу не ошибался. С последним практикантом мне очень понравилось работать: это была немного голливудская история. Алексей Беспалов долго и упорно пытался стать сотрудником компании, но у него были пробелы в знаниях. Я увидел в нем потенциал и подумал, что могу стать его ментором. Были опасения: а вдруг он не сможет, а вдруг я ошибся. Но в итоге он сделал достаточно большой проект. Я им горжусь. Сейчас он получил позицию на проекте, и мы работаем с ним в одной команде, – поделился Алексей Яшин.
Самыми важными качествами для .NET-девелопера разработчик считает заинтересованность, искреннюю любовь к программированию и способность к командной работе. Как считает Алексей Яшин, даже если человек хороший специалист, но плохо коммуницирует с другими, ему будет сложно добиться успеха в проекте.
В свое время разработчик выбрал для себя DataArt как раз из-за интересных проектов. Алексей Яшин в разное время работал с проектами в сфере здравоохранения, финансов и индустрии путешествий.
– DataArt – хорошая платформа для профессионального роста. За шесть лет у меня было четыре крупных проекта, три небольших. Это достаточно хороший путь. Практически ты работаешь на передовой, знаешь все технологии, понимаешь, куда двигаться. И мне нравится атмосфера: нет строгих правил, жесткой иерархии, – рассказал Алексей Яшин.
Алексей Беспалов, .NET Developer
Алексей Беспалов, как и каждый второй сотрудник воронежского центра разработки, попал в DataArt с помощью практикантской программы. Работа в компании была его целью, поэтому Алексей начал активно сотрудничать с DataArt еще на на втором курсе института.
– Компания проводила образовательные мероприятия по тем направлениям, которые я изучал. Мне были интересны технологии, которые они представляли, поэтому я пошел к ним на курсы. Это было наше первое знакомство, – делится Алексей Беспалов.
Дорога к работе была сложной, но будущий разработчик не сдавался: после первого собеседования он понял, что его уровень знания английского не дотягивает до необходимого, поэтому начал занятия с репетитором. При этом продолжал ходить на курсы по интересующим его технологиям, попросился на преддипломную практику.
– Она дала большие возможности для дальнейшего трудоустройства. Наставник мне помог определиться, какой проект лучше построить. Это не просто какой-то черновой вариант, это работа фактически в «боевых» условиях. После выхода из практикантской программы, ты уже готов к трудовым условиям, – вспомнил Алексей Беспалов.
Старания окупились: после окончания учебы он смог успешно пройти собеседование и стать полноценным сотрудником.
– Я выбрал DataArt, потому что уже на учебной практике увидел, как внимательно в компании относятся к людям, которые еще не имеют опыта. Коллеги стараются помочь студентам с продвижением, с пониманием того, что именно требуется, чтобы начать работу, с выбором технологий. Очень привлекает, что компании не все равно. Мне нравится и то, что DataArt предлагает широкую сферу для работы. У них нет ограничений, много технологий. Компания не создает собственные продукты, а ведет разработку для разных клиентов. Поэтому можно попробовать разные проекты. Работа там – это и опыт общения с заказчиками. Немногие компании Воронежа такое предлагают, – рассказал Алексей Беспалов.
Ольга Азимбаева, бизнес-аналитик
Ольга Азимбаева пришла к бизнес-анализу в DataArt не сразу: когда она выходила на работу практикантом по тестированию, такого направления в компании еще не было. Ольга испробовала себя в разных направлениях, достигла квалификации сеньора, и в итоге начала строить свое направление – компетенцию по бизнес-анализу. Ранее выделенной роли аналитика в компании не было.
– У меня даже есть лекция на тему, кто же такой бизнес-аналитик. Это звено между командой разработки и заказчиком, который переводит язык заказчика на язык программистов. Ни для кого не секрет, что договариваться порой очень сложно. И чтобы они друг друга понимали, нужен медиатор. Помимо этого, аналитик должен посмотреть, будет ли работать то, что просит клиент. То есть мы выступаем еще как эксперты в нашей области, и можем где-то подправить, предложить вариант лучше, – поясняет Ольга Азимбаева.
DataArt в Воронеже регулярно проводит интенсивы по подготовке бизнес-аналитиков (Business Analysis School): часть слушателей потом приходит на практику. Опыт не обязателен, и его отсутствие не критично. Конечно его наличие – это плюс, потому что житейский опыт помогает в общении с заказчиком. Но молодых специалистов с непрофильным образованием мы тоже берем. У нас есть аналитики с базовым образованием экономиста, журналиста и переводчика, – рассказала Ольга.
Для этой специальности, как считает Ольга Азимбаева, жизненно необходимы активная жизненная позиция, а также способность мягко, корректно и в политически верной манере добиваться ответов на вопросы. Уметь находить общий язык и с разработчиками, и с заказчиками, много работать и инвестировать в себя, так как профессия очень динамичная и требует знаний из разных областей.
– Десять лет назад, когда я училась в ВГУ, у нас на стендах у деканата висели вакансии, в том числе и DataArt – они всегда были самыми длинными и «требовательными». И все подходили к этой вакансии, вздыхали и отходили – работа мечты, но под такие требования мало кто подходит. Но я, еще будучи студенткой и ничего не зная про компанию, кроме того, что это круто, подалась на вакансию QA лида. Естественно, на ту роль меня не взяли, но взяли на практику – потому что проактивность и горящие глаза очень высоко ценятся. И для меня никогда не стоял вопрос, идти в DataArt или нет. В Воронеже это одна из немногих компаний такого уровня. Требования действительно высокие, но это не значит, что не надо пробовать, – поделилась своим опытом Ольга Азимбаева.
Андрей Сорокин, Solutions Architect, ML (машинное обучение)
Андрей Сорокин был поглощен темой машинного обучения еще до того, как это стало мейнстримом: в аспирантуре его диссертация была посвящена как раз распознаванию рукописных символов – его всегда интересовали методы, связанные с обработкой изображений, графики и текста. Но в 2007 году, когда Андрей Сорокин пришел в DataArt, машинное обучение еще не набрало обороты, и вернуться к промышленным решениям и задачам получилось много позже, только в 2016 году.
Специалист отмечает, что сейчас в ML практически не осталось романтики: уже никто не ждет от машин сознания (и никто не хочет этого), и ни про какое восстание машин речи, конечно, не идет.
– Мы решаем узкие прикладные задачи. С помощью компьютера можно провести сортировку, поиск данных, гораздо быстрее, чем это сможет сделать человек, и, таким образом, избавить людей от рутинных операций. Если невозможно использовать точные алгоритмы, тогда и используется машинное обучение. Мы уже пришли к тому, что компьютеры научились распознавать на рентгеновских снимках, например, легких, изображения и квалифицировать их не хуже, а иногда и лучше, чем специалисты, но с определенными ограничениями. Многие рутинные операции могут выполнить машины, и в отличии от людей, они не устают, – рассказал Андрей Сорокин.
Машинное обучение – это целая экосистема, и для ее создания и поддержания нужен целый ряд специалистов: инженеры, ученые, MLOps и «помощники» из индустрии разметки изображений. Но для того, чтобы найти себя в этой сфере, не обязательно иметь огромный опыт. Если нет специального математического образования, но очень хочется научиться, можно зайти с другого конца – не с теории машинного обучения, а с того, как использовать эти методы, работать с данными.
– Поучиться в любом случае придется, но мы можем сначала давать более легкие задачи, а потом уже по мере развития и понимания их усложнять. В DataArt крепкие горизонтальные связи, нет четкого деления на начальников и подчиненных, что открывает дополнительный простор для творчества. Конечно, у нас есть и тим лиды, и джуниоры, но это не значит, что к мнению джуниора никто не прислушается, если оно имеет ценность, – поделился Андрей Сорокин.
Олег Мусиенко, тестировщик-автоматизатор QAA
Олег Мусиенко признался, что ему всегда нравилось тестирование, но при этом хотелось применять и навыки программирования и знания английского языка, поэтому «звезды сошлись» на его нынешней специализации в DataArt.
– Мне хотелось устроиться в компанию, где можно было исполнить все мои желания. На момент выпуска из университета из работодателей, доступных на рынке, одним из крупнейших был DataArt, – сообщил специалист.
Олег Мусиенко рассказывает, что задача автоматизатора – сделать так, чтобы код можно было проверять без участия человека. Скрипты могут запускаться по расписанию и удаленно, и они сокращают затраты на ручное тестирование – автоматизация помогает избавиться от рутинных операций. Сейчас это направление очень востребованно, и между компаниями и проектами идет постоянная борьба за автоматизаторов.
К своей специализации Олег Мусиенко пришел с помощью практикантской программы, так как после университета не хватало знаний и опыта для позиции разработчика или тестировщика. DataArt и сейчас часто проводит набор стажеров, которые могут развить за три месяца свои базовые навыки и вырасти до полноценного сотрудника. И для этого не обязательно иметь профильное образование: в компании есть технические специалисты, пришедшие из непрофильных специальностей – лингвистики и других гуманитарных направлений.
– Всем говорю, что главное, что мне дал университет – это способность учиться. Необязательно заканчивать только профильные факультеты, нужно иметь большое желание и определенные качества: быть внимательным к деталям, обладать системным мышлением и способностью самостоятельно разбираться с проблемами. Будут не лишними аналитический склад ума и пытливость, в какой-то мере бесстрашие – делать то, что не умеешь и не впадать в ступор. В автоматизации тренды меняются очень часто, и каждый день нужно быть на гребне волны, – рассказал Олег Мусиенко.
По словам специалиста, он проработал в компании уже девять лет, и за это время DataArt стала ему семьей.
– Работа здесь – это всегда интересные интернациональные проекты, которые держат тебя в тонусе, постоянное освоение новых технологий и новые коммуникации, по-настоящему дружелюбная атмосфера в коллективе. Это все те вещи, которые помогают человеку расти в комфортной среде, – считает Олег Мусиенко.