К 2025 году Воронежская область должна войти в двадцатку наиболее промышленно развитых регионов. Такую цель поставил губернатор Александр Гусев. Для этого необходим рост производства более 25%. Задача сложная, но, по словам главы региона, выполнимая. Для этого в правительстве разработали ряд инструментов. В том числе речь идет об обеспечении местных предприятий грамотными специалистами. Чтобы решить проблему кадрового голода, в регионе реализуют федеральный проект «Молодые профессионалы», который должен полностью трансформировать среднее специальное образование. Как готовят будущих сотрудников предприятия – в материале РИА «Воронеж».
Что такое «Молодые профессионалы»
Федеральный проект «Молодые профессионалы» реализуется в рамках национального проекта «Образование». Он направлен на модернизацию системы профподготовки. В 2019 году Минпросвещения заявляло, что образовательные стандарты по 100 рабочим специальностям морально устарели. Проект предполагает внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких программ. Они должны заработать во всех без исключения профессиональных организациях Воронежской области уже к 2024 году.
На федеральном уровне регионам было поручено создать центры опережающей профессиональной подготовки, на базе которых будет трансформироваться среднее профессиональное образование. Воронежская область в числе первых получила на это субсидии. Центр начал работать уже в 2019 году.
Как проводится работа
Как рассказала директор ЦОПП Евгения Михалева, работа с будущими специалистами начинается на уровне школ. Центр является площадкой по профессиональной ориентации. В частности, реализуется федеральный проект «Билет в будущее». Школьники могут пройти тестирование, которое определит их склонность к той или иной профессии.
Директор ЦОПП Евгения Михалева:

Есть ряд локальных проектов, к примеру «Распаковка профессий». Это та же профориентационная проба, но дистанционного формата, что, к слову, пришлось кстати во время пандемии.
Отдельная работа проводится с педагогами. «Молодые профессионалы» подразумевают постоянное повышение квалификации.
Работа со студентами строится на взаимодействии с предприятиями. Речь идет об экскурсиях, производственной практике, а главное, об адаптивных программах.
Как рассказала Евгения Михалева, есть несколько вариантов адаптивных программ. Краткосрочные представляют собой некий быстрый спецкурс – конкретный работодатель внедряет свой образовательный модуль.
Долгосрочные программы предполагают, что студенты занимаются по ним весь период обучения. Кроме того, существуют целевые наборы. Речь идет о случаях, когда предприятие, сотрудничая с ссузом, набирает студентов под свои нужды и выплачивает им стипендии.
Глава департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов:

Еще одно направление – участие студентов в региональных и национальных конкурсах профессионального мастерства. Один из самых масштабных – WorldSkills. Студент проходит демонстрационный экзамен, что позволяет ему показать свои навыки потенциальным работодателям.
Зачем это нужно образовательным учреждениям
Во-первых, трансформация образовательной модели выгодна для самих студентов.
Ректор ВГТУ Дмитрий Проскурин:

Глава департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов:

Директор Лискинского промышленно-транспортного техникума имени А. К. Лысенко Нелли Бровченко рассказала, что одно только участие в конкурсах позволяет студентам получить работу.
Директор Лискинского промышленно-транспортного техникума имени А. К. Лысенко Нелли Бровченко:

Во-вторых, это выгодно и самим учебным учреждениям. По словам Нелли Бровченко, техникум получает профориентированных абитуриентов. В ссуз приходят ребята, которые уже понимают, чему их будут учить.
Кроме того, по словам Дмитрия Проскурина, сотрудничество с предприятиями является конкурентным преимуществом образовательных учреждений. Благодаря проекту в воронежские вузы и ссузы едут абитуриенты со всей России. В частности, в ВГТУ уже более 50% студентов из других регионов.
Директор Воронежского политехнического техникума Михаил Поташников отметил значимость повышения квалификации педагогов.
Директор Воронежского политехнического техникума Михаил Поташников:

Зачем это нужно предприятиям
Во-первых, в последние годы предприятия испытывают кадровый голод. Это проблема всей страны – попросту не хватает рабочих рук. Рабочие специальности теряют популярность среди выпускников школ. Повышение престижа профессионального образования для самих работодателей как никогда кстати. Во-вторых, сами предприятия заинтересованы в том, чтобы ссузы готовили специалистов по образовательным программам, адаптированным под их нужды. В особенности это важно в районах, где конкретное образовательное учреждение обеспечивает кадрами образующее предприятие.
К примеру, компания «Агроэко» ведет профориентационную работу с абитуриентами, привлекает на практику и стажировку студентов, готовит к трудоустройству наиболее успешных и способных выпускников вузов.
– В числе наших партнеров – 25 учебных заведений, с которыми заключены договоры о сотрудничестве и прохождении практики. Среди них, например, ВГАУ, ДонГАУ, ВГУИТ, Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум, Россошанский колледж мясной и молочной промышленности, Калачеевский аграрный техникум и другие. Перспективным стажерам мы предлагаем заключить договор целевого обучения с ежемесячной стипендией и гарантированным трудоустройством, – рассказали в пресс-службе «Агроэко». – Ориентация образовательных программ под нужды конкретного предприятия позволяет повысить востребованность молодых кадров на конкретных рабочих местах. Подготовленному специалисту потребуется минимум времени на адаптацию и обучение.
– Вызовы нового времени меняют характер работы сотрудников. Сегодня специалист индустриальной компании выступает не только в роли исполнителя, но и многопрофильного менеджера интеллектуального и цифрового производства, – добавили в пресс-службе компании «СИБУР». – Найти такого подготовленного, комплексного специалиста на рынке труда – непростая задача: на них большой спрос и уровень развития необходимых компетенций все равно не будет соответствовать ожиданиям компании. Столкнувшись с данной проблемой и учитывая объемы найма, «СИБУР» запустил комплексную программу «Первый элемент» для привлечения, подготовки, адаптации и развития молодых специалистов для обеспечения массового притока выпускников нового формата на инженерные, технические и младшие управленческие позиции с целью последующего карьерного роста в компании. Ежегодно на «Воронежсинтезкаучуке» студенты воронежских вузов проходят стажировку, часть из которых потом трудоустраивает предприятие. В 2020 году «Воронежсинтезкаучук» запустил новые мощности производства термоэластопластов (СБС-полимеров), при этом в рамках реализации этого проекта было трудоустроено 25 молодых специалистов из воронежских вузов.
Что проект даст экономике региона
Предполагается, что проект в конечном итоге приведет к росту экономики в Воронежской области. Предприятия, получая кадры, будут нацелены на расширение производства, создание новых рабочих мест. Рабочие руки не будут утекать в другие регионы. Само по себе наличие сильных образовательных учреждений на местах является стимулом для потенциальных инвесторов открывать производство именно в Воронежской области.
– Для развития экономики Воронежской области как раз не хватает квалифицированных рабочих рук. Нужны люди для работы на высокотехнологичном оборудовании. Несомненно, проект – это один из рычагов решения проблемы, а значит, импульсов в развитии экономики, – добавил Дмитрий Проскурин.
– Подготовка квалифицированных кадров, соответствующих высокому уровню современных технологий практически во всех отраслях, является одним из базовых условий успешного развития отечественной экономики. Правительство Воронежской области и глава нашего региона Александр Гусев проводят большую, скрупулезную работу в этом направлении, реализуя региональный проект «Молодые профессионалы», направленный на повышение конкурентоспособности воронежского профессионального образования, – рассказал президент Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» Юрий Гончаров. – ТПП Воронежской области также не стоит в стороне от этого процесса, являясь одной из площадок для диалога руководства промышленных предприятий и образовательных учреждений области, на которой его участники могут предметно обсудить наиболее важные для себя вопросы.