Полярник из Воронежа: «На Северном полюсе заливал каток для фигуристки из Японии»

, Воронеж, текст — , фото — из архива Юрия Мизина
  • 15138
Полярник из Воронежа: «На Северном полюсе заливал каток для фигуристки из Японии» Полярник из Воронежа: «На Северном полюсе заливал каток для фигуристки из Японии»
Юрий Мизин рассказал об экспедиции «Арктика 2015» и работе на дрейфующей льдине.

Воронежец Юрий Мизин отправится в экспедицию на дрейфующую льдину в Северном Ледовитом океане 31 марта. Перед путешествием полярник рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», чем займется на базе «Барнео» и о необычных туристах, которых встречал во время предыдущей экспедиции на Северный полюс.

Юрий Мизин – опытный полярник. Воронежец участвовал в арктической экспедиции и четырех длительных экспедициях в Антарктиду. В 2015 году вместе с командой он соорудит на дрейфующей в Северном ледовитом океане льдине базу «Барнео». Команда проведет на базе более трех недель. За это время «Барнео» примет ученых и более двухсот туристов.

Какие туристы прилетают на базу «Барнео»?

– Иногда это совсем неподготовленные люди. Они летят на Северный полюс на вертолете, гуляют там час или полтора, в зависимости от погоды, и летят обратно. Был 90-летний турист из Франции. Это было не первое его путешествие к Северному полюсу. Турист выкурил сигару, распил коньяк вместе с семьей и полетел обратно.

Чаще прилетают туристы-спортсмены. Мы привозим их на один градус от Северного полюса (это около 110 км). Это расстояние они идут на лыжах или едут на собачьих упряжках. Так до Северного полюса добралась молодежная команда Матвея Шпаро. Путешественник вместе со своим отцом, полярным советским спортсменом Дмитрием Шпаро, тренирует команду юношей и девушек 16-18 лет и ведет их на лыжах к полюсу. В прошлом году команда шла около пяти дней. Из-за сильной метели спортсмены два дня ждали вертолета. В экспедиции участвовал парень из Борисоглебска.

С путешественниками мы связываемся каждый день по спутниковому телефону. Иногда туристов, которые не выдерживали трудностей, приходилось забирать на базу. К примеру, пятидесятилетнего англичанина, который на второй день лыжного похода понял, что не справится, мы доставили на «Барнео» на вертолете.

Прилетали необычные туристы?

– Были интересные истории. Американский турист на «Барнео» прилетел со своей подругой-новозеландкой. Сделал ей предложение руки и сердца прямо на Северном полюсе. Девушка согласилась.

Туристические группы обычно прилетают со своими гидами. Один гид-норвежец от Северного полюса отправился в одиночку в Канаду, но на пути у него были сильные разводья, и канадцам пришлось его эвакуировать.

Однажды съемочная группа из Японии привезла двукратную чемпионку мира по фигурному катанию. Спортсменка должна была кататься на Северном полюсе, лед на «Барнео» японцам не подходил. «Морской» лед вообще не годится для фигурного катания – слишком хрупкий. Пришлось расчистить на полюсе каток и залить его пресной водой, которую мы привезли с собой.

У нас еще проходит «Самый холодный в мире марафон». В 2014 году около 50 бегунов бежали по льду и снегу 42 километра 195 метров. Температура была 27-28 градусов мороза и ветер 7-8 метров в секунду.

Как готовят льдину для полярной станции «Барнео»?

– База должна находиться максимально близко к Северному полюсу. Льдину не должно сломать подвижками дрейфующего льда. Протяженность льдины должна быть достаточной, чтобы на ней можно было сделать взлетно-посадочную полосу.

Когда летчики находят подходящую льдину, на нее десантируют технику. Полярники-десантники готовят взлетно-посадочную полосу, а потом прилетаем мы и разбиваем лагерь. Палатки ставим на алюминиевый каркас. Лагерь отапливают дизельные генераторы. Под палатками – слой теплоизоляции. На станции есть камбуз, кают-компания, помещения для обслуживающего персонала и даже баня.

Кто работает в экспедиции «Арктика 2015»?

– На базе проводят исследования ученые из России и США. В 2014 году у нас разбили лагерь научные сотрудники Института океанологии имени Ширшова. Десантники ВДВ отрабатывали навыки выживания в северных условиях. Вертолетчики постоянно привозят туристов на Северный полюс и отвозят обратно в лагерь, а также на точки старта маршрутов.

Наша команда занимается непосредственно станцией. Я, например, под руководством экспедиционного лидера встречаю и провожаю туристов, обеспечиваю их безопасность. На «Барнео» находится во время экспедиции обслуживающий персонал, повара и врачи.

Какие опасности ожидают полярников и туристов?

– Главная опасность – холод. Однако в апреле морозы не больше 30 градусов.

Еще полярникам и туристам угрожают разводья и полыньи – участки, где льдины разошлись. Полыньи могут тянуться на десятки километров и достигать нескольких километров в ширину. Через узкие разводья можно переправиться вплавь (в гидрокостюмах, разумеется). Широкие разводья приходится перелетать на вертолете.

Еще одна опасность – погода. К примеру, метель может помешать летчикам забрать туристов.

Есть еще белые медведи. Один мимо базы как-то проходил. Но то ли запах, то ли шум ему не понравился, и медведь ушел. Встреча с медведем для человека может закончиться плохо, но эти животные для полюса – редкость. Медведю для охоты нужны полыньи, точнее, нерпы, на которых он охотится на льду. А в центре Арктики – сплошной лед, медведю негде охотиться.

Как вы попали в команду?

– Костяк команды уже проверенные полярники, неоднократные участники проекта «Барнео». Меня в 2014 году пригласил экспедиционный лидер Виктор Серов, с которым мы познакомились в Антарктиде. До этого я работал экологом в трех зимовочных Российский антарктических экспедициях и начальником станции в одной из них. Экспедиции продолжались от 12 до 15 месяцев, из них на станции в Антарктиде – от 9 до 13 месяцев. Остальное время – дорога до Антарктиды и обратно. В настоящее время работаю инженером Воронежского лесничества. Когда получил предложение отправиться на Север в 2014 году – сразу согласился, до него я еще не был в Арктике. А сейчас привык, работа нравится.

Чего не хватает в Арктике?

На станции не замечаешь нехватку чего-то. За день бывают два-три полета с туристами. В лагере за ними нужно постоянно присматривать. За работой забываешь, что под тобой полтора метра льда и бездна Северного ледовитого океана.

Экспедиционный центр Русского географического общества организует экспедицию на базу «Барнео» уже в 15 раз. Льдина, на которой располагается база, дрейфует на расстоянии от 50 до 200 километров от Северного полюса. Скорость дрейфа может достигать километра в час. «Барнео» – это самое близкое в мире место, откуда туристы и ученые могут быстро добраться до полюса. На льдину отправится команда специалистов из Воронежа, Рязани, Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска и других городов России

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: