Платоновский фестиваль впервые в Воронеже представил выставку произведений художников «Бубнового валета» – творческого объединения, с которого началась история русского авангарда. Открытие выставки «Бубновый валет. Эманации измов» состоялось в четверг, 3 июня, в музее имени Крамского.
На ее открытии художественный руководитель Воронежского Камерного театра и Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков отметил, что сегодня «Бубновый валет» относится к национальному достоянию.
– У меня была мечта сделать так, чтобы в городе, где мы живем и работаем, побывала выставка моих любимых художников. Так сложилось, что я с ранней юности столкнулся с художниками, которые вошли в объединение «Бубновый валет». Это экспериментаторы, хулиганы, люди, которые выходили за пределы нормы, ожиданий, всего банального. Они дали нам всем творческий пример, что мы должны оставаться ищущими, экспериментирующими художниками, которые пытаются отразить сегодняшний день, – подчеркнул Михаил Бычков
Выставка объединила произведения из собраний семи российских музеев – Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Саратовского государственного художественного музея имени Радищева, Курской государственной картинной галереи имени Дейнеки, Рязанского государственного областного художественного музея имени Пожалостина, Тульского областного художественного музея и Ярославского художественного музея.
В экспозицию вошли работы Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Аристарха Лентулова, «сезанистов» Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Александра Куприна – художников, составивших одну из ярчайших страниц русского искусства. Выставка будет работать до 25 июля.
Директор Курской картинной галереи имени Дейнеки Игорь Припачкин специально для РИА «Воронеж» рассказал о семи картинах на выставке, на которые обязательно стоит обратить внимание воронежцам.
«Натюрморт с синим подносом» Александра Куприна (1914)
Александр Куприн писал пейзажи и насыщенные сочным глубоким цветом натюрморты. На его полотнах, как и у Кончаловского, появлялись подносы – разной формы и цвета. Картину «Натюрморт с синим подносом» художник написал в 1914 году. Экспрессию полотну придают глубокие резкие тени и чистые краски доминирующих предметов.
– «Бубновый валет» возвращает экзистенциальный смысл натюрмортов. Он наделяет его какой-то специфической метафизикой. Здесь хорошо видно, что натюрморт сложнее, чем пейзажи. Мне нравится, как выстраивается пространство: это всегда не такой прямоугольник, стена плоскости, это что-то более сложное. Кстати, Дейнека потом пользовался этими находками. Предметы в натюрморте где-то могут напоминать плоские шахматные фигуры, где-то они в ритмическом движении, будто бы пританцовывают. И, конечно, интересен сам жостовский поднос. Роспись сделана таким образом, что не очень понятно, сверху ли ты смотришь на него или нет. Сам букет кажется натуралистичным, будто вот-вот упадет и соскользнет вниз, – рассказал Игорь Припачкин.
«Женщина, снимающая перчатку» Александра Осмеркина (1924)
Александр Осмеркин известный живописец. Как рассказал Игорь Припачкин, он недолго примыкал к «Бубновому валету», но был верным последователем живописных традиций общества.
– Он тоже, безусловно, смотрел на французов, на французского живописца Сезанна. Фактура, работа с краской, все это приходит из Франции. У него есть свой вкус. О нем художник Александр Дейнека когда-то сказал, что это был человек, преданный искусству, живописи, он был абсолютно лишен меркантильных соображений. «Женщина, снимающая перчатку» – это очень красивый, на мой взгляд, женский психологический портрет. Он замечательно подсвечен у вас в музее, и думаю, что этим сиянием, перламутровым блеском и самим образом должен заинтересовать многих, – отметил Игорь Припачкин.
«Кассис» Петра Кончаловского (1913)
Картина относится к серии городских пейзажей и написана в 1913 году в портовом городке Кассис на юге Франции. В 1910-е годы в России Петр Кончаловский становится одним из участников объединения «Бубновый валет». К этому времени относится серьезное увлечение Кончаловского искусством Сезанна. Он стремится к смелому упрощению формы, строит пространство с помощью цвета.
– Петр Кончаловский один из самых мощных и интересных живописцев из «Бубнового валета». Художник передает настроение маленького южного городка. Выразительность пейзажа строится на контрастах округлых форм сочно-зеленых деревьев с четкой геометрией домов, красно-оранжевыми плоскостями крыш. Его пейзаж здесь – сочетание манеры Сезанна с элементами протокубизма. Объемы простые, лаконичные, они намекают на ту трансформацию живописи, которая, наверное, уже идет в то время, когда он пишет эту картину. Стилистика пейзажа – крупный план, интенсивные цвета – все отвечает эстетике «Бубнового валета», – подчеркнул Игорь Припачкин.
«Старый замок в Крыму» Аристарха Лентулова (1916)
«Старый замок в Крыму» относится к серии городских пейзажей, созданных Лентуловым летом 1916 года в Алупке. Живопись в картине плоскостная. Композиция разворачивается снизу вверх по поверхности холста, подобно средневековым миниатюрам или витражам.
– Аристарх Лентулов – одна из ключевых фигур «Бубнового валета». Очень яркая, мощная. В данной картине художник будто бы накладывает несколько прозрачных плоскостей под разными углами на какую-то видимую реальность, которая потом начинает деформироваться. Очень интересно, когда вы знаете место, которое представлено, и вдруг, подходя к картине, не читая надписи, вы сразу его узнаете. Здесь пейзаж словно наполнен хрустальным звоном сверкающих плоскостей, похожих на цветные стеклышки и связанных друг с другом не осторожными переходами тонов, а резким соприкосновением острых граней. Возникает жизнерадостное, солнечное, энергичное, динамичное искусство. Мне нравится «Бубновый валет» тем, что предлагает прожить жизнь полноценно. В том смысле, что мы должны видеть какие-то положительные ее стороны. Эти художники были с прекрасным академическим образованием, они знали хорошо анатомию и то, как ее нарушить. Не только анатомию человека, но и «анатомию» предмета, – рассказал Игорь Припачкин.
«Обнаженная с голубыми бусами» Роберта Фалька (1930)
Роберт Фальк состоял также в авангардистском объединении «Бубновый валет» и писал картины в самых разных жанрах: натюрморты, портреты, пейзажи. В 1950-х годах самый «тихий» и лиричный из русских авангардистов стал для последующих поколений патриархом московской школы XX века.
– Роберт Фальк – художник с большой буквы. Очень тонкий, лиричный, это человек не индустриальной эпохи. На картине, скорее всего, изображена натурщица. Художник работал достаточно пастозно, любил тональные соотношения, новшество цветов, ему нравилось подбирать и выстраивать из них довольно сложную мозаику. Кажется, что работа очень простая, но опять-таки надо приложить чуть собственных усилий, чтобы разглядывание картины сделать чем-то интересным. Роберт Фальк показывает всю кухню, как он пишет. Он говорит, что в картине главное не только сам объект, но и то, как он, художник, этот объект принимает, и как может его воспроизвести. Здесь он будто мазками одевает женщину. Мы хорошо видим красочное «месиво», что само по себе может быть объектом какого-то интеллектуального наслаждения, – пояснил Игорь Припачкин.
«Долина. Судак» (1920) и «Сиена» (1912) Петра Кончаловского
Две работы из собрания Тульского музейного объединения.
Картину в стиле кубизма «Долина. Судак» Петр Кончаловский создал в Крыму в 1917 году. В Сиене художник также написал несколько кубистских пейзажей. Мастер не только впитал в себя всю красоту средневекового города, но и все знания, которые дает современное искусство. В частности, в сиенском пейзаже видно воплощение теории Сезанна.
– В кубиках домов и овале площади у Кончаловского ясно виден геометризм Сезанна. Это протокубизм. Сиена удивительно красивый город с такой площадью, что, когда сидишь там на камнях, кажется, что ты находишься в раю. На картине взгляд изображен с другой стороны, на Центральный собор. От самого города Сиена в картине пейзаж и характер домов, – рассказал Игорь Припачкин.
Помимо экспозиции «Бубновый валет. Эманация измов» в музее имени Крамского 3 июня открылась еще одна выставка – «Аркадий Шайхет. Свидетель времени. Фотографии 1924−1940». Аркадий Шайхет был одним из авторов, заложивших основы советской визуальной культуры. Экспозиции будут работать по воскресенье, 25 июля. На них будет действовать единый билет.