Десять экипажей будут соревноваться в открытом кубке Черноземья по воздухоплавательному спорту, который впервые состоится в Воронеже с 8 по 11 сентября. Шесть из них иногородние – из Москвы, Белгорода и Тулы. И четыре из Воронежа: пилоты Сергей Цихончик (президент воронежской федерации), Наталия Иванова, Алексей Бугров и Артур Подгорбунский. О своих историях знакомства с воздушным шаром и неповторимых взаимоотношениях с небом воздухоплаватели рассказали корреспондентам РИА «Воронеж».
Сергей Цихончик (налет 300 часов)
О жизни: – Кем я только в жизни не был, пока в воздухоплавание не пришел. После школы профессионально занимался конькобежным спортом. Учился в Горьковской школе-интернате спортивного профиля, в которую со всей страны собирали всех одаренных молодых спортсменов по разным видам спорта. Был членом молодежной сборной СССР, получил звание мастера спорта СССР, но в итоге со спортом не срослось, и я поступил в военное инженерное училище в Череповце. Не закончил – ушел по собственному желанию, потом отслужил в армии. После демобилизации вернулся к маме в Воронеж. В 90-х работал в разных местах: четыре года в ОМОНе, три года слесарем по ремонту электричек. Потом ушел в бизнес. Сначала йогурты развозил по торговым точкам, позже организовал уже свою логистическую компанию. Она занималась доставкой молочных продуктов из Липецка в Воронеж. Но это дело мне тоже особо не нравилось. Душа искала другого, а чего именно я понять не мог, пока знакомые не пригласили меня на съемки фильма «Самоубийцы» с участием Марата Башарова. Там в одном из эпизодов был задействован воздушный шар. Помню, спросили тогда: "Кто хочет прокатиться на нем?". Я сразу согласился, хоть и пришлось подниматься на высоту при – 25 градусах.
О спорте: – Можно сказать, что я влюбился в воздухоплавание с первого полета. Купили шары, начали тренироваться. Сначала просто для всех желающих организовывали ознакомительные полеты на воздушном шаре. Потом появился спортивный интерес и стали участвовать в различных соревнованиях. Недавно мы создали федерацию воздухоплавательного спорта Воронежской области. В нее уже входят 18 человек. Результаты для новичков хорошие. Например, на международном фестивале в Минске мы заняли 9 место из 45 возможных. К 70-летию Победы сшили специальный шар с гербами Воронежа и области с надписью «Воронеж – город воинской славы». Так что теперь на всех соревнованиях напоминаем людям о славной истории нашего города.
С женой Еленой
Фото — Роман ДемьяненкоО полете: – Воздухоплавание – это мое любимое хобби, без которого уже не представлю свою жизнь. Но так как семья у меня большая: трое детей – 20, 12 лет и 3 года – продолжаю заниматься предпринимательством. У нас в семье есть традиция – на протяжении пяти лет мы поднимаемся с супругой на шаре 1 мая. Это день нашего знакомства. В прошлом году взяли с собой нашего младшего ребенка – Кириллу тогда всего десять месяцев было. Так он стал самым юным воздухоплавателем России. Супруга Елена мою любовь к воздухоплаванию разделяет. Ей тоже очень нравится летать на воздушном шаре. Она с самого начала поддержала меня в моих начинаниях как воздухоплавателя и сейчас ездит со мной в качестве группы поддержки на все соревнования.
Артур Подгорбунский (налет более 500 часов)
О воздушных шарах: – Воздухоплавание появилось в моей жизни в 2011 году. В то время я учился в железнодорожном техникуме на помощника машиниста. Думал, что в будущем буду управлять наземной техникой, но переключился на воздушную. Сейчас полностью посвятил себя воздухоплаванию. Работаю в клубе пилотом, катаю людей. Сначала, конечно, немного волнительно было, ведь я в ответе за жизни своих пассажиров, а в корзине за раз может находиться более 10 человек. Но сейчас уже чувствую себя уверенно. Единственное, бывает, устаю, так как летом полеты бывают на рассвете. Приходится вставать очень рано. Зато какое великолепие, когда летишь на шаре и встречаешь день. В такие моменты наступает полное умиротворение. А вечером рассвет провожаешь, в такие моменты тоже своя романтика. Кстати, зимой тоже летаем. Однажды ради спортивного интереса полетели в минус 20. Но тут есть своя особенность. В холодное время года на высотке теплее, чем на земле, еще и от шара тепло идет. Многие думают, зачем на шаре зимой летать, что там интересного – все бело кругом. Это неправда. Зимой облака расположены низко к земле, и мы можем подняться над ними. Представьте, какая это красота, в такие моменты фантастика становится реальностью. Зимой летаем на высоте около 2 км, летом – примерно 1200 м.
О романтике: – Очень часто во время полета мужчины делают своим любимым девушкам предложение руки и сердца. Моменты очень трогательные. Вроде бы часто такое видим, но каждый раз до глубины души трогает ситуация. Кстати, еще ни разу за мою практику ни одна девушка не ответила отказом. Все соглашались, правда, еще ни разу никто на свадьбу не пригласил.
О приметах: – Мы взлетаем и никогда не знаем, где точно приземлимся. Когда подходит время завершать полет, присматриваем ровную полянку и садимся на нее. Обычно полет с пассажирами час длится. Когда взлетаем, по традиции говорим друг другу: «В добрый путь». Когда приземляемся, встречаем словами: «С мягкой посадкой». Всех, кто впервые летал на воздушном шаре, по традиции посвящаем в аристократы. Титул присваивается по месту приземления. Вот фотографа РИА «Воронеж» мы поздравили с титулом князя Балтиморского, так как приземлились недалеко от аэродрома «Балтимор». Правда, здесь есть одно «но». Управлять «своими владениями» титулованные особы могут только, находясь в воздухе. Как только они приземляются, дарованная власть пропадает.
Наталия Иванова (налет в качестве пилота 100 часов, штурмана – более 200 часов)
О себе: – По специальности я – учитель русского языка и литературы, но по профессии, как и Артур, никогда не работала. Воздухоплавание затянуло. Сейчас работаю менеджером клуба «Воздухоплаватели Воронежа».
О женщинах в небе: – В воздухоплавание я пришла восемь лет назад. Мой хороший знакомый, пилот и организатор «Небесной Ярмарки» (международный фестиваль воздухоплавателей в Пермском крае – РИА «Воронеж») Андрей Вертипрахов, пригласил меня в качестве спортивного наблюдателя. Тогда и зацепило. После быстро перешла в разряд штурманов, а потом наступила пора расти дальше - вот тогда и решила стать пилотом. Когда училась, была единственным курсантом женского пола. Но к тому моменту я уже пять лет была штурманом, и знаний по воздухоплаванию у меня было намного больше, чем у курсантов-мужчин, которые пришли на курсы практически с нуля. Вообще, конечно, женщина-пилот воздушного шара – большая редкость. В России их около двадцати, а активно летающих не более десяти.
О деньгах: – Возможно, многие думают, что воздухоплавание приносит большой доход. Это миф. Оно практически не окупает себя. Приносит в большинстве своем одно удовольствие. Если открыть любой сайт по продаже воздушных шаров, можно увидеть, что стоят они от 1,5 млн рублей и выше. Почему так дорого? Воздушный шар – это штучный товар ручной работы. Его не штампуют на заводах. Саму оболочку шьют с помощью швейных машинок из дорогой жаростойкой, износоустойчивой ткани, корзину вручную плетут, горелку тоже руками собирают. Но даже имея деньги, купить воздушный шар непросто. Изготовители кому попало его не продадут. Они проверяют потенциальных покупателей на наличие пилотских удостоверений. Так что не получится купить шар, посмотреть на Youtube ролик «Как летать на аэростате» и полететь после этого.
О правилах: – В небе правила управления техникой намного строже, чем на земле. В воздухе мы зависим от военной и гражданской авиации, должен согласовывать все свои полеты. Нас контролирует транспортная инспекция. Если водитель автомобиля должен переоформлять права один раз в десять лет, то пилоты-воздухоплаватели подтверждают свою квалификацию каждый год.
Об одиночестве: – На соревнованиях я пока летаю одна. Понимаю, что надо перебороть себя и научиться летать в команде со штурманом, но пока или не нашла подходящего человека, или не готова психологически. А летать одной мне несложно, так как я пришла из штурманов, то есть умею и приборами пользоваться, и настраивать, и думать, и летать одновременно. Единственный минус – поговорить во время полета не с кем, а в остальном в небе замечательно. Там красиво и комфортно, светло и комаров нет, что летом, очень радует.
Алексей Бугров (налет 250 часов)
Об учебе: – В воздухоплавание я попал благодаря президенту нашей федерации воздухоплавания Сергею Цихончику. У меня свое ИП по ремонту компьютерной техники. Я как-то помог ему решить одну проблему с техникой, после мы начали общаться, и Сергей пригласил меня в свою первую команду. Было это пять лет назад. Сначала я был водителем, а спустя два года, когда воздухоплавание в Воронеже начало развиваться, решил попробовать себя в качестве пилота. Для этого отучился в учебно-техническом центре авиации в Великих Луках, который занимается первоначальной подготовкой пилотов тепловых аэростатов и дельталетов. По окончании курсов всем новоявленным пилотам выдают пилотское удостоверение и летную книжку, куда записываются часы налета.
О суете: – Помимо предпринимательской деятельности, я еще преподаю в центре дополнительного образования, обучаю старшеклассников компьютерным технологиям. Мы летаем или вечером (после работы), или на рассвете, где-то с четырех часов и до восьми. То есть во внерабочее время. Получается, что работа с хобби не пересекается и удается успевать и там, и там. Полет на воздушном шаре – ни с чем нельзя сравнить. Чувствуешь свободу, понимаешь, что все проблемы и суета остались там - внизу.
О соревнованиях: – Предстоящие соревнования в Воронеже для меня особенные: я впервые буду соревноваться как пилот. До этого участвовал в подобных турнирах как штурман, а в составе Тульской команды ездил на чемпионат Европы по воздухоплавательному спорту, который с 11 по 18 августа проходил в Венгрии. Там был в качестве замерщика. Но опыт приобрел и как пилот. Пообщался с опытными воздухоплавателями, они рассказали об основных ошибках, которые совершают пилоты на соревнованиях. Постараюсь воспользоваться их советами на Кубке в Воронеже.