Российская премьера «Левиафана» состоялась 5 февраля. Еще до официального выхода попавшая в интернет копия сделала «Левиафан», пожалуй, самым обсуждаемым фильмом последних лет. Часть россиян выразила восхищение глубиной и актуальностью фильма, который тем временем получил «Золотой глобус», «Каннскую ветвь» и был номинирован на «Оскар», другие обвинили режиссера в очернении российской действительности и стремлении угодить западным критикам.
Мы сделали подборку фильмов, которые были показаны в России за последние годы и вызвали бурные дискуссии в обществе. Предлагаем вам вместе с нами вспомнить, о чем спорили зрители.
«Страсти Христовы» (2004), режиссер Мэл Гибсон
Фильм анонсировался как попытка детально воссоздать последние двенадцать часов из жизни Иисуса Христа.
Рейтинг IMDb: 7.10
Коротко: фильм обвиняли в излишнем натурализме и жестокости
Отношение к этому фильму Мела Гибсона, вызвавшему весьма разноречивые мнения еще до своего появления на экранах, сводится, в основном, к двум противоположным позициям, написал кинокритик Сергей Кудрявцев. Одни считают, что картина о двенадцати последних часах из жизни Иисуса Христа тенденциозна, отражая радикальные взгляды ультраконсервативного католика, который если и не винит исключительно всех иудеев и римлян в казни Сына Божьего, то склоняется к мысли об антагонизме первосвященников и того, кто дерзко объявил себя Мессией, и таким образом покусился на церковную власть.
Другие же вообще не видят в данной ленте попытки интерпретации событий двухтысячелетней давности, которые якобы представлены чуть ли не в манере документального репортажа, жестокого и беспощадного, как будто бы речь идет о каком-либо современном резком столкновении непримиримых противников, расходящихся в вопросах верыСергей Кудрявцев
из книги «3500 кинорецензий»
«Остров» (2006), режиссер Павел Лунгин
Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и его старший товарищ Тихон перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль. Вымаливая пощаду у немцев, Анатолий совершает предательство — расстреливает Тихона. Немцы оставляют труса на заминированной барже, но благодаря помощи монахов, проживающих в монастыре на острове, ему удается выжить. Проходят годы. Старца Анатолия почитают за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает приехавшим сюда людям. Однако страшный грех убийства, совершенный им во время войны, не дает ему покоя. Чувствуя приближение своей кончины, Анатолий готовится к смерти и пока не знает, что скоро будет прощен…
Рйтинг IMDB: 8.00
Коротко: красивый и эффектный фильм вызвал восторги части зрителей, другие обвинили режиссера в китче и переизбытке внешних эффектов: чудес, изгнания бесов и знамений, – которыми авторы фильма, по мнению критиков, подменили Христа и духовные ценности.
–
Сценарий о мучительно кающемся грешнике вышел из-под пера Дмитрия Соболева, ученика Юрия Арабова, и в общем-то содержит многие излюбленные мотивы учителя, только отягощен массой логических неувязок и неудобоваримых диалоговЛидия Маслова
Коммерсантъ
+
«Остров» — фильм строгий, сдержанный, а если и пафосный, то в меру. Экранное пространство сковывает некая если не вечная, но весьма продолжительная мерзлота, уместная и суровая, которая не дает картине растаять и растечься по экрану высокопарной пошлостью и прописными истинамиСтанислав Ростоцкий
«Время»
«Сволочи» (2006), режиссер Александр Атанесян
1943 год. Полковник Вишневецкий получает правительственное задание: подготовить диверсионную группу бойцов-смертников, которая должна блокировать действия отборных немецких соединений «Эдельвейс». Группа набирается из отчаянных мальчишек 14-15 лет, сирот, которых никто не будет искать. Подростков отправляют в потайной горный лагерь, где они проходят специальную подготовку. Им предназначено уничтожить фашистскую военную базу и погибнуть, поскольку «носители особо секретной информации» не должны оставаться в живых.
Рейтинг IMDb: 6.20
Коротко: как и любое произведение, не соответствующее привычному мифу о войне, «Сволочи» вызвали два главных вопроса: насколько правдива описанная в фильме истории и оскверняет ли она память о подвиге народа, победившего фашизм.
…Остается только пожалеть, что больной вопрос, который, как выясняется, до сих пор саднит и мучает, заставляя спустя шестьдесят с лишним лет после Победы ожесточенно спорить о ее цене, затронут только мимоходом, второпях и поверхностно. Кажется, сами творцы «Сволочей» не догадались, что они вышли на потрясающую метафору того страшного времени. Страна, где вряд ли была хоть одна семья, члены которой не попали бы в тюрьмы и лагеря или же, напротив, косвенно, а то и напрямую оказались причастными к отправке людей в места не столь отдаленные, поступала со своими гражданами — как с провинившимися в чем-то детьми, кем следовало безжалостно и грубо манипулировать, посылая их на верную смерть. А то, что эти «дети режима» не только победили, но и кто-то из них чудом выжил на войне, случилось вопреки и назло другим сволочам, которые почти семьдесят пять лет насиловали Россию. И те, кто сейчас исходит гневом, крича, что нельзя трогать «последнее святое», оставшееся у нас, на самом-то деле, открыто смыкаются с этими «идеологическими педофилами», для кого «слезинка ребенка» никогда ничего не стоилаСергей Кудрявцев
из книги «3500 кинорецензий»
Код да Винчи (2006), режиссер Рон Ховард
Гарвардского профессора Роберта Лэнгдона подозревают в чудовищном преступлении, которого он не совершал. Лэнгдон знакомится с криптографом парижской полиции Софи Неве и вместе с ней пытается раскрыть тайну, которая может подорвать могущество католической церкви. Роберт и Софи должны это сделать до того, как их схватят блюстители закона или остановят противники, готовые на все ради сохранения великого религиозного секрета.
Коротко: фильм вызвал большие дискуссии из-за попытки автора дать свою интерпретацию образу Христа
Рейтинг IMDb: 6.50
+
Многим фильм не понравился по той причине, что слишком резко и категорично подошел к вопросу, был ли Иисус сыном Божьим? Был ли он существом божественного происхождения или же талантливым человеком? Как ни странно, фильм и не пытается ответить на эти вопросы, предоставляя выбор зрителю. Сам же сюжет концентрируется на приключенческо-детективной составляющей, включая множество загадок, таинственных знаков, умело найденных в самых неожиданных местах. А ведь действительно, факты и наблюдения Брауна выглядят подозрительно похожими на правду, при чем многие из них действительно соответствуют истории, а благодаря таланту автора, они сплетены в единую сюжетную линиюПользователь dimandji
kinopoisk.ru
–
Просто ужас! Сколько болтовни, бесплатного пиара из-за пустого кино и такой же книги. Тут вижу много людей говорят о каких-то достоинствах фильма чисто с технической точки зрения (хорошая камера, игра актера…). Но как кино, так же как и книгу, можно отделять от того, что в нем говориться, что оно несет людям? Поэтому печально это все видеть. И самое печальное, что это заранее было известно, т. к. пойдут в кино и те, кому интересна псевдо-скандальная истина. Пойдут и те, кому для обоснования своего протеста против фильма надо будет что-то сказать. Поэтому в выгоде как всегда прокатчики, конечно, г-н Браун и те, кто за ним стоятПользователь Куб
kinopoisk.ru
«Царь» (2009), режиссер Павел Лунгин
1565 год. Темные времена. Правление Ивана Грозного. Русь растерзана голодом и ливонской войной. Во всем мерещатся правителю измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них — царь. Единственный, кто пошел против царской воли и опричных злодейств, — митрополит Филипп, верный друг детства Ивана Грозного. Он возвысил голос свой и принес себя в жертву. Это противостояние расскажет о том, на что была способна Русь и в падении, и в величии духа.
Рейтинг IMDb: 6.80
Коротко: как и большинство дискуссий вокруг фигуры Ивана Грозного, дискуссия о фильме свелась к спору между сторонниками «сильной руки» и защитниками гуманитарных ценностей.
+
«Царь», безусловно, самый изящный лунгинский фильм: аскетичный, будто написанный скорописью (в первую очередь благодаря летучей камере американца Тома Стерна, оператора всех новейших фильмов Иствуда), напрочь лишенный присущих костюмному кино нафталиновых обертонов, на две трети построенный на чередовании белого и черного — то черные люди на белом снегу, то белые лица в темнотеРоман Волобуев
«Афиша»
–
Получается скорее не очень страшный юродивый, на худой конец, пакостный мелкий бес. Его ужимки и прыжки вызывают легкое недоумение на фоне глубокой и вдумчивой работы Олега Янковского, который ради усиления актерского эффекта никогда не прибегал к игре лицевыми мышцамиСтас Тыркин
«Комсомольская правда»
Сериал «Школа» (2010), режиссер Валерия Гай-Германика
9 «А» был образцовым классом, пока их классным руководителем был Анатолий Германович Носов — сильный и опытный учитель, признанный в 2009 году Учителем года. После его внезапной болезни, 9-А остается без крепкой руки. Рушится миф об образцовом классе, трещит по швам дисциплина. Внучка Носова, Аня Носова, оказывается едва ли не самым трудным подростком школы. А новый ученик Илья Епифанов провоцирует ситуации, в которых ученики проявляют себя с неожиданных сторон, ставя с ног на голову привычное представление о них как одноклассников, так и учителей. Никто из педагогов не хочет браться за класс, который из образцового стал самым трудным.
Рейтинг IMDb: 6.70
Коротко: дискуссия вокруг сериала «Школа» вышла аналогичной фильму «Горько» - одни зрители утверждали, что в школе все ровно так и есть, другие обвиняли режиссера в очернении действительности и предъявлении аудитории неверных идеалов.
–
…С какой целью сняли «Школу»? Школьную реальность и так все знают, и показывать не надо. Выхода из сложной ситуации мы в сериале не видим, только сплошную безнадежность. После просмотра ощущение, что тебя окунули в грязь. Не все так плохоПользователь Aries Aries
kinopoisk.ru
+
Я начал смотреть этот сериал из-за шумихи вокруг него, мне стало интересно: что же там показали того, чего нет в наших школах… НЕ НАШЕЛ. Сам я закончил 11-ый класс 2 года назад и за 10-летнюю историю моего образования сменил 5 школ, и знаю, о чем говорю. При просмотре первых серий «Школы» я даже не мог понять, что ужасного, а вернее, из ряда вон выходящего там показано, т. к. то, что творилось в моей последней школе класса с 7-го по 11, было гораздо жестче и ужаснее. Хотя когда видишь все это и находишься в этом, то попросту не понимаешь, что это неправильноПользователь Defolter
kinopoisk.ru
«Горько» (2013 год), режиссер Жора Крыжовников
Наташа и Рома мечтают о европейской свадьбе на берегу моря… но у Наташиного отчима заготовлен другой сценарий. Высокопоставленный чиновник городской администрации стремится устроить все «как надо», чтобы «не было стыдно перед людьми». Молодых ждет выкуп в подъезде и незабываемый вечер в ресторане «Золотой» с полным набором обрядов типичной русской свадьбы. Не в силах сопротивляться родителям, ребята решают провести свадьбу своей мечты в секрете от консервативных родственников. Но по нелепой случайности оба торжества сливаются воедино.
IMDb: 6.00
Коротко: фильм и обвиняли, и хвалили за яркий натурализм
+
«Горько!» — редкая отечественная комедия, которая нравится и зрителям, и критикам. Причина двойного успеха — в том, что многим из нас довелось видеть нечто подобное в жизни. Когда было несмешно, как в кинозале, а именно что горькоВиктор Матизен
«Новые известия».
—
Но слишком уж авторы переборщили с алкоголем — такое ощущение, что в России все только и делают, что пьют с утра до вечера. И на выходе из кинотеатра в первую очередь вспоминается фраза из фильма: «Белое платье — синие люди»Елена Меньшенина
«Аргументы и факты».
Нимфоманка (2013), режиссер Ларс фон Триер
Светлая и поэтичная история эротических переживаний женщины от рождения до пятидесятилетия, рассказанная от лица главной героини, женщины по имени Джо, поставившей себе диагноз — нимфомания. Холодным зимним утром Селигман, немолодой одинокий холостяк, натыкается в переулке на Джо, избитую и находящуюся в полубессознательном состоянии. Доставив женщину домой, он рассматривает ее раны и задается вопросом, как дошла она до такой жизни. Джо рассказывает Селигману историю своей насыщенной молодости, изобилующую параллельными сюжетами и неожиданными отступлениями.
Коротко: фильм обвиняли в провокационности и претенциозности и хвалили за яркую образность и глубину
Рейтинг IMDb: 7.10
—
+Не лишенный композиционного изящества, ряда по-настоящему сильных сцен, фильм, на мой вкус, все-таки сложно отнести к выдающимся событиям ввиду, извините, бульварности, а то и скабрезности материалаЛеонид Павлючик
«Труд».
Трилер позволяет нам осознать, до какой степени лицемерны и беспомощны именно мы, добрые люди, к которым почти каждый склонен — и не без основания — себя причислять. Мы просто не смеем достаточно глубоко заглянуть в себя, чтобы увидеть там адМихаил Эпштейн
«Частный корреспондент».