Поисковики воронежского объединения «Дон» приступили к подъему обломков бомбардировщика Пе-2 на Кожевенном кордоне в среду, 24 июня. Самолет упал в период боев за Воронеж – летом или осенью 1942 года, точную дату поисковикам еще придется установить.
На месте крушения Пе-2 участники раскопок нашли гильзу с пробитым капсюлем от крупнокалиберного пулемета. Это значит, что последним для бомбардировщика стал оборонительный бой. Узнать больше о самолете и его экипаже позволит обнаруженный на месте крушения маленький люк с нацарапанным на нем номером. Такие люки ставили на крыльях или хвостовом оперении бомбардировщиков для того, чтобы у механиков был доступ к шарнирам.
– В те времена технологии были несовершенны, каждая съемная деталь отмечалась и затем подгонялась под нужное место напильником. На найденном люке нацарапано 4/4 или 4/11, где первое число – номер самолета в серии, а второе – номер серии. Мы уже запросили в архивах справку по этим номерам, – объяснил один из поисковиков Виталий Латарцев.
Параллельно с раскопками весь отработанный грунт пропускают через сетку: даже на самом мелком обломке может быть выбит номер двигателя. Это позволило бы точно идентифицировать самолет, а по архивным журналам боевых действий восстановить его историю и установить личности погибших летчиков: на месте крушения найдены и человеческие останки.
В декабре 2014 года поисковики объединения «Дон» работали на болоте недалеко от Кожевенного кордона, где также обнаружили бомбардировщик Пе-2. По архивам выяснилось, что в нем погиб уроженец Боброва Воронежской области капитан Иванов.
Обломки советского Пе-2 были найдены и в селе Озерки Бутурлиновского района Воронежской области 18 июня, тогда удалось определить бортовой номер самолета по выбитым цифрам на храповике автостартера.