Руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Наталья Салогубова поздравила с победой на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2022» педагога воронежского детского сада №198 Олесю Попову. Встреча прошла в региональном департаменте образования, науки и молодежной политики в понедельник, 10 октября.
По словам Натальи Салогубовой, победить на всероссийском конкурсе Олесе Поповой помогли большой профессиональный опыт, харизма, обаяние и активная жизненная позиция.
– Нужно отметить, что еще никогда в финальном конкурсе «Педагог-психолог» Воронежская область не занимала первого места. Это гордость нашей системы образования, – подчеркнула Наталья Салогубова.
Напомним, что конкурсные испытания федерального этапа проходили в Москве с 1 по 5 октября. Педагогам-психологам со всей России было необходимо подготовить портфолио, видеоролик, пройти блицинтервью по вопросам психологии и образования, а также провести мастер-класс. В финальном испытании конкурсантам нужно было решить профессиональный кейс и презентовать его без использования мультимедийных средств. Олеся Попова стала лучшей из 15 суперфиналистов.
После встречи с Натальей Салогубовой победительница конкурса ответила на несколько вопросов корреспондентов РИА «Воронеж».
- Олеся Сергеевна, вы впервые участвовали в конкурсе такого масштаба? Была ли у вас уверенность в том, что вы станете победительницей?
– Нет, никакой уверенности у меня не было. Заявку подала просто потому, что поучаствовать в конкурсе было надо. Каждый новый этап городского конкурса вызывал у меня все больший интерес и азарт. Общаясь с членами жюри, другими конкурсантами, почувствовала, что ощущаю себя частью общегородской системы психологической помощи. На региональном этапе ты видишь вообще всю область – тебе интересно, какие коллеги тебя окружают, как они отвечают на вопросы членов жюри.
С каждым новым этапом конкурса участвовать в нем было все интереснее. Не могу сказать, что у меня был какой-то страх, что я переживала. Ну а то, что все закончилось моей победой на конкурсе, для меня было полным сюрпризом.
- Расскажите немного о себе и своем педагогическом стаже.
– В детском саду №198 работаю год, до этого с 2013-го трудилась в детском саду №27. Ранее – в Центре реабилитации инвалидов, тогда же получала заочное образование по специальности «педагог-психолог». Получение знаний у меня складывалось с их непосредственным применением на практике. Это пригодилось мне во время участия в конкурсе.
– Вы работаете с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)?
– 50 на 50 – и с детками с РАС, и с детьми из общеразвивающей группы. Поскольку дети с РАС требуют специального подхода и специально организованных условий не только в детском саду, но и в семьях, нам не обойтись без еженедельных консультаций с родителями. Половина времени у меня уходит на 300 детей и половина – на шестерых особенных детей, они требуют больших усилий.
- Как выглядит ваш рабочий день?
– Часть рабочего времени уходит на практическую работу с детьми, часть – на работу с документами, методическую работу. Оставшееся время трачу на пополнение копилки знаний. После пандемии у всех столичных университетов появились вебинары, семинары. Многие из них проходят в бесплатной форме. Можно получать актуальную, полезную информацию, занимаясь домашними делами. Я бы, наверное, не смогла понять общую тенденцию развития инклюзивного образования без удаленной помощи коллег.
- Многие психологи порой сталкиваются с профессиональным выгоранием. Как вам удается восстанавливаться?
– Да, с этим сталкивается каждый психолог. Помогает понимание того, зачем ты делаешь свою работу и что ты не один. Здесь большое значение имеют взаимоотношения с руководством и коллегами – воспитателями, помощниками воспитателя. Ты понимаешь, что члены твоей команды – это весь детский сад. Важно устанавливать контакт со всеми, ведь на самом деле каждый может тебе помочь.
Нас всех окружают люди. Они помогают нам не выгореть – «подбрасывают дровишек» в твой внутренний огонек.
- Как, по-вашему, можно улучшить систему дошкольного образования в Воронежской области?
– Вообще, если говорить о законодательстве в системе образования и в системе психолого-педагогического сопровождения, в наших руках есть все инструменты. Хорошо было бы, если бы каждый педагог-психолог мог воспользоваться этими инструментами. Хорошо, если педагогу-психологу повезет с руководителем, который не будет загружать его другими обязанностями – например, бюрократической работой. Это очень сильно снижает эффективность работы. Когда ты просто педагог-психолог, ты спокойно работаешь в своем направлении. Мне в этом смысле очень повезло с руководством.
А системе образования пожелаю, чтобы в ней развивалось межсоциальное сотрудничество. Если бы в нее были включены общественные организации, которые могли бы на нее повлиять, то эффективность всей системы была бы намного выше.