Пятый международный Платоновский фестиваль показал, что Воронеж оказался куда ближе к званию культурной столицы, чем об этом было принято думать еще несколько лет назад. По словам художественного руководителя фестиваля Михаила Бычкова, Платоновфест нашел в Воронеже свою аудиторию и новые форматы, которые ей интересны. Что именно открыл в Воронеже и воронежцах пятый Платоновский фестиваль, разбирались журналисты РИА «Воронеж».
Открытие №1. Из заброшенной типографии можно сделать арт-центр даже в Воронеже
Заброшенный цех типографии «Коммуна», в которой в свое время работал Андрей Платонов, на время проведения Платоновфеста превратился в большой культурный центр города. Усилиями волонтеров и дирекции фестиваля здание в полуразрушенном состоянии превратилось в привлекательную площадку в стиле индустриального лофта с несколькими отдельными зонами, кафе и уличной сценой. Здесь проходили выставки, литературные вечера, читки, кинопоказы. Каждый вечер на уличной сцене перед типографией выступали воронежские музыканты, а польские артисты из Teatr Biuro Podrozy два дня подряд показывали здесь антивоенное представление «Прощальная песня». Точных часов работы у арт-центра не было – ближе к ночи сюда приходили бармены и диджеи из воронежских клубов, и вечеринка продолжалась до последнего посетителя. «Коммуна» стала уникальной площадкой, объединившей зрителей Платоновфеста, волонтеров, работников дирекции и приезжих артистов – на танцполе все были равны.
В ближайшее время здание «Коммуны» снесут, чтобы возвести на его месте 17-этажный многофункциональный центр. Проект реновации «Коммуны» молодые воронежские архитекторы представили еще летом 2014 года на форуме «Зодчество VRN». По их замыслу, в бывшей типографии могли бы разместиться выставочные пространства, книжные клубы, кафе, лектории, театры и фитнес-центры. Кроме того, архитекторы предложили убрать все заборы, разделяющие дома в квартале, ограниченном проспектом Революции, улицами Театральная и 25 Октября. Вычистив все границы между зданиями, образовавшийся внутренний «атриум» можно будет использовать как парк и прогулочную зону. При этом сам существующий цех типографии «Коммуна» архитекторы предложили достроить на несколько этажей. Однако впоследствии было принято решение снести цех и возвести на его месте современную высотку. Сносу не подвергнется только выходящий на проспект Революции голубой дом с аркой, ведущей к типографии, так как он является памятником архитектурного наследия.
Хотя на месте «Коммуны» появится не отель или гипермаркет, а арт-центр, воронежцы, за 11 фестивальных дней влюбившиеся в старую типографию, в соцсетях сожалеют о скором расставании с ней.
Открытие №2. Белый колодец – отличная площадка для модного опен-эйра.
На время Платоновского фестиваля Белый колодец неожиданно преобразился из общественного пляжа и места проведения ралли в площадку для опен-эйров со сценой на воде и местами для зрителей на песке. Способной, к тому же, вместить несколько тысяч человек («Музыку мира в Белом колодце» посетили, по последней информации, 3,5 тыс. меломанов). Для Платоновского фестиваля «Музыка мира в Белом колодце» стала первым опытом масштабного опен-эйра в дикой природе – до 2015 года концерты на свежем воздухе проходили только в парке Рамонского замка.
Новым опытом для Платоновфеста стало и объединение на одной сцене разножанровых исполнителей из пяти стран, равновеликих по музыкальным достижениям. У «Музыки мира» не было разделения на хедлайнеров и разогрев. Каждый из музыкантов пользуется большой популярностью в своей родной стране и в мире. «Музыка мира в Белом колодце», длившаяся с пяти часов вечера до полуночи, стала, по сути, фестивалем в фестивале.
Худрук Платоновского Михаил Бычков уверен, что это был отличный опыт для Воронежа и фестивальной дирекции. По его словам, опен-эйр привлек самую разную аудиторию просто потому, что всем было интересно посмотреть на новую площадку и оценить новый для Платоновского формат. В следующем году Бычков планирует сделать программу в Белом колодце более дифференцированной.
– Возможно, там будет не однодневное событие, а несколько концертов для разных аудиторий, например, какая-то современная музыка для молодежи и классика для людей постарше, – отметил Бычков на итоговой пресс-конференции фестиваля.
Открытие №3. В Воронеже нашлись 70 тыс. человек, которым действительно нужна высокая культура
По итогам пятого Платоновского стало ясно, увеличиваться прежними темпами его аудитория уже не будет. Если раньше Платоновфест прирастал десятками тысяч зрителей в год, то в 2015 году общее количество посетителей фестивальных событий оказалось на том же уровне, что и годом раньше. Верхний порог составил 70 тыс. зрителей.
– Мы не будем стремиться к еще большему расширению аудитории, – заявил Михаил Бычков. – Я думаю, что мы достигли максимума. Цифры говорят, что, видимо, в Воронеже 70 тыс. человек, которым небезразличны знаковые культурные события.
В то же время Бычков отметил, что возрастной показатель аудитории на пятом фестивале немного изменился – стало гораздо больше молодежи. Худрук связал эту тенденцию, в частности, с появлением арт-центра «Коммуна»:
– Если раньше фестиваль был по большей части закрыт в театрах и концертных залах, то в этом году мы вывели его в город, где он попал в орбиту молодых людей, интересующихся культурной жизнью. Такие новые для Платоновского форматы как арт-центр «Коммуна» и концерт в Белом колодце привлекли очень много молодежи, аудитория фестиваля заметно помолодела. Я думаю, от подобных форматов мы не будем отказываться, чтобы Платоновский фестиваль сохранил вокруг себя этих людей,Михаил Бычков
художественный руководитель Платоновского фестиваля.