Третий Платоновский фестиваль искусств в Воронеже подошел к концу. В этом году В рамках фестиваля состоялось 50 спектаклей и концертов. Их посетили около 19 000 зрителей. На пяти фестивальных выставках побывало более 5 000 посетителей. Более 15 000 человек стали гостями Книжной ярмарки фестиваля и бесплатных фестивальных концертов. Торжественная церемония закрытия прошла сегодня, 15 июня, в Театре оперы и балета.

– Всего в этом году на событиях фестиваля побывало около 40 000 зрителей – это на 10 000 больше, чем в прошлом году, соответствует темпам экономического роста, – подсчитал губернатор Алексей Гордеев. – Значит, культурных людей у нас тоже становится все больше и больше. И особенно мне бы хотелось поблагодарить нашего воронежского зрителя. Все гости фестиваля отмечают, что публика очень душевно, тепло принимает артистов и восторженно смотрит каждое творческое действо.

Главным событием закрытия стал грандиозный концерт Российского национального оркестра под управлением прославленного дирижера Михаила Плетнева. Его программа была составлена так, чтобы погрузить слушателей в атмосферу платоновского времени, используя контрастные по настроению произведения. 

– Сначала мы исполним музыку из балета «Времена года» Глазунова, и вы услышите в ней какие-то воспоминания из детства, радость от зимы, праздников, а потом, во втором отделении, мы это радостное ощущение уничтожим, как собственно, и произошло с людьми в 30-е годы, 12-ой симфонией Шостаковича. А в конце снова дадим слушателям надежду.
Михаил Плетнев

В одном концерте вместе прозвучала сказочная сюита из балета Александра Глазунова «Времена года» и мрачная и трагичная Симфония №12 Дмитрия Шостаковича. 

Кстати, симфония Шостаковича, по мнению Плетнева, по своим выразительным средствам очень близка языку Платонова.

– Шостакович, как и Платонов, был мастером «эзопова языка»,  – объяснил Михаил Плетнев накануне концерта. – Симфония №12 вроде бы посвящена Ленину и можно было ожидать от нее восторженнго панегирика вождю пролетариата. Там даже части так называются – «Революционный Петроград», «В Шалаше», «Заря человечества». А он сделал такое трагичное произведение. Если воспринимать его буквально – а так многие и делают – то это плохая музыка. Но те, кто понимает, они услышали в этой музыке всю боль и весь ужас трагедии, в которую была ввергнута страна. И вы это сегодня услышите.

На бис оркестр исполнил знакомую и любимую многими арию из оркестровой сюиты Баха №3 ре-мажор  – и она, спокойная, мелодичная и одновременно величественная, стала той самой «надеждой», о которой говорил дирижер. 

Михаил Плетнев стал героем церемонии и еще по одному поводу – в 2013 году он был объявлен лауреатом Платоновской премии.

– Платоновская премия ежегодно присуждается российским или зарубежным деятелям литературы и искусства за значительный вклад в культурное достояние Российской Федерации и Воронежской области, за создание выдающихся произведений в литературе, театральном, музыкальном, изобразительном искусстве, за новаторское развитие гуманистических культурных традиций, – напомнил собравшимся директор фестиваля Михаил Бычков.

Первым лауреатом Платоновской премии стал известный писатель, автор цикла рассказов и повестей о современной российской деревне Борис Екимов. В 2012 году ее получил худрук академического Малого драматического театра - Театра Европы, народный артист России Лев Додин.

В этом году лауреатом премии стал Михаил Плетнев – знаменитый российский пианист, композитор, дирижер, народный артист РФ. Этой награды он был удостоен «за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия». Совет премии, председателем которого является губернатор, проголосовал за кандидатуру Плетнева единогласно. Михаилу Плетневу вручили диплом лауреата и сертификат на 500 тысяч рублей.

– Я сначала не понял, почему мне досталась эта премия – Платонов же был литератор, а я вроде бы ничего достойного премии не написал, хотя и сочинял рассказы, – рассказал Михаил Плетнев. – Но потом прочитал это «за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия» и должен сказать, что это не может быть моей персональной наградой, гармоничность музыки - это заслуга оркестра, который под моим руководством ее исполняет.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».