Спектакль «О-й. Поздняя любовь» столичной Школы драматического искусства показали в Воронеже на Платоновском фестивале искусств 6, 7 и 8 июня. Показ постановки российского театрального режиссера Дмитрия Крымова состоялся благодаря сотрудничеству Платоновфеста и фестиваля «Золотая маска».
В основу спектакля легла пьеса Александра Островского «Поздняя любовь». Режиссер отказался от классического прочтения текста XIX века. Дмитрий Крымов сделал спектакль гротескным, абсурдным, поставив его в стиле черной клоунады. Герои произносят текст Островского, оставленный без изменений, но при этом носят чудные парики, накладные животы, кустистые брови и толстые очки. Режиссер объяснил, что таким образом хотел подчеркнуть современность и даже вневременность драматургии Островского.
– Есть что-то пошлое в том, чтобы называть искусство актуальным. Это как актуальная религия. Ты либо веришь, либо нет, а остальное уже как-то странно. Но Островский потрясающе современный драматург, – считает Дмитрий Крымов. – По-моему, современнее многих из тех, кто пишет сегодня. У него нет мата, но есть такой страх перед ужасом всего – отсутствия денег, отсутствия любви, конца жизни. И все это в гротесковой театральной форме. Это лиризм в сочетании с русским бедламом. У него такая Россия, состоящая из денег, жестокости и варварства, со всеми этими отношениями, глубоко жестокими и в то же время глубоко нежными, беззащитными и убийственными. Он растет из русского язычества, хотя полон христианства. Но Россия – языческая страна, и Островский – выразитель этого.
Главную роль в спектакле исполнила актриса Мария Смольникова. За роль Людмилы Герасимовны она стала лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска – 2016» в номинации «Лучшая женская роль».
Продолжая тему гротеска, несколько артистов-мужчин исполняют в спектакле женские роли, а женщины – мужские: Сергей Мелконян играет хозяйку дома, Константин Муханов – вдову Лебедкину, актриса Алина Ходжеванова – старика Маргаритова, а Кристина Власова – купца Дороднова.
– Признаться честно, это получилось с испугу. Я впервые работал с молодыми актерами, студентами ГИТИСа. У них очень хорошее традиционное театральное образование. Когда я увидел их, я испугался, что не смогу быть сам собой в таком академическом море. Я решил поменять их местами, чтобы чувствовать, что мы играем, а не работаем. Чтоб было веселее играть, – объяснил Дмитрий Крымов.
Режиссер также рассказал, что «О-й» перекочевало в название спектакля из дневника постановщика. Изначально Дмитрий Крымов просто сокращал так фамилию Островский, чтобы кратко отмечать, репетиция какого спектакля запланирована. Но это «Ой» неожиданно оказалось созвучно и самой постановке, смешной и трагичной одновременно.
Показ спектакля Дмитрия Крымова в Воронеже стал возможен благодаря сотрудничеству Платоновфеста и фестиваля «Золотая маска». Раз в два года «Маска» помогает привезти на Платоновский спектакли, ставшие лауреатами национальной театральной премии. В этом году в программу форума искусств вошло сразу два спектакля из программы «Маски» – второй из них, «Макбет. Кино» Юрия Бутусова, воронежцы смогут увидеть 9 и 10 июня.
Восьмой международный Платоновский фестиваль искусств стартовал в Воронеже в среду, 6 июня. На открытии зрители увидели документальный спектакль «100% Воронеж», созданный специально к фестивалю.
На Платоновфесте показали цирк по Дали и любовь по Островскому