В пятницу, 12 сентября, на фестивале «Чернозем» санкт-петербургский театр «ТРУ» показал спектакль «Так сказал Стас». Постановку, жанр которой сами артисты определяют как «театральный мета-панк сказ», представили практически в полной темноте три актера: чтец, баянист и внезапно начинавшая петь девушка.
Под аккомпанемент баяна, наигрывавшего одну и ту же мелодию, актер читал по ролям историю о нескольких парнях, которые постоянно сидели на лавочке на улице, и мечтали стать бандитами, прибрать к рукам район и брать плату с «чужих». Историю о «последней настоящей банде» артисты театра «ТРУ» нашли в 90-х годах. По словам создателей спектакля, все они родом из маленьких городов, и сами были свидетелями подобных историй.
– Это реквием по человеку, который жил до появления массового интернета, – объяснил соавтор сценария Александр Артемов. – Такое было в деревнях, в городах, везде. Это часть истории, которую мы сами, повзрослев, начинаем анализировать и переосмыслять. Даже отдельные куски текста – это реальные фразы реальных людей. В конце концов, в каждом дворе были свои Слон, Паха.
Безделье героев пьесы добавляло спектаклю абсурдности: минимум информации повторялся по несколько раз, а внезапно выхватываемая из темноты зала отсветом зажигалки девушка пела одну и ту же песню с тоскливым мотивом.
– Мы не произносим, что ничего не произошло, но зрители должны понять, что ничего не произошло. И тем не менее это не абсурд, здесь абсолютно конкретный месседж. Это былина, в которую мы добавили эмоциональности и экспрессии, – сказал Александр Артемов.
В сюжете спектакля возникало несколько персонажей, видимо, никак не связанных с главными героями, но вносивших свою долю абсурда в повествование. Так, баба Надя протяжным воем голосила заупокойные списки, ухажеры кричали «зема, это нехорошо!» и яростно размахивали руками, а Ибрагим Семенович Голытьба произносил монолог о том, как ему нравятся собственные имя и фамилия.
– Материал у нас получился достаточно объемным для разного типа интерпретаций. Сейчас, наверное, можно сказать, что спектакль – про пробуждение русского человека из спячки, – отметили создатели постановки.
Спектакль «Так сказал Стас» существует уже 4 года, но на фестивале «Чернозем» питерцы показали его новую, пятую, редакцию, которую не видели еще даже в их родном Петербурге. В новой версии спектакля сменился не только актерский состав, но и музыкальный инструмент (ранее единственным аккомпанементом был тромбон) и сам текст пьесы. По словам авторов, все спектакли театра «ТРУ» постоянно меняются.
– У нас всего три пьесы в постоянном репертуаре, и мы не стремимся создавать новое, мы хотим улучшать старое, – рассказали артисты «ТРУ». – Например, другой наш спектакль, «Нерест», претерпел уже шесть редакций. Когда мы чувствуем, что интерпретация себя исчерпала, мы придумываем новую.
Еще до начала показа артисты обратились к зрительному залу и выразили неуверенность, что все воронежцы поймут, о чем эта постановка. После спектакля актеры пояснили, что «Так сказал Стас», по их мнению, слишком мрачен для Воронежа.
– Такое, конечно, могло быть и в Воронеже, но атмосфера в городе по первому ощущению непривычно благоприятная. Здесь как-то все хорошо, психически нездоровых людей нет. Поэтому для нас и было вопросом, а надо ли этим людям адресовывать какие-то такие мрачные штуки, может быть, наоборот, им с какими-то другими вещами разбираться? Например, что наконец-то люди стали жить хорошо, стабильно, что у всех более-менее все нормально в жизни, – объяснили актеры театра «ТРУ».
Следующим этапом театральной программы «Чернозема-2014» станет цикл читок «Российская новая драма». О других событиях фестиваля читайте в сюжете РИА «Воронеж».