Дмитрий Глуховский презентовал читателям новую книгу «Метро 2035» в книжном магазине «Амиталь» в понедельник, 22 июня. Новый роман завершит трилогию о жизни героев, укрывшихся от последствий ядерной войны в московском метро. Писатель рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» о параллелях между художественным постапокалипсисом и современностью.
– В книге станции четко разделены по идеологии – коммунистическая «Красная линия», нацистский «рейх». Чувствуете такое идеологическое разделение в городах России?
– До последнего времени большая часть населения России прекрасно обходилась без идеологии. Зарабатывали на хлеб, брали кредиты на машины, ездили на дачу, на шашлыки. В последние полтора года, под воздействием телевизора, наше население стало более идеологизировано. И терпимость к другим идеологиям снижается. Если раньше люди могли просто поспорить, то сейчас с кулаками бросаются. Вряд ли с телевизионных экранов должны призывать к бескомпромиссной борьбе с людьми других мнений. Когда я писал первую книгу, «Метро 2033», общество было более расслоено. Сейчас эта ситуация возвращается. Конечно, это не могло не найти отражения в романе «Метро 2035». Там вялотекущее противостояние под воздействием пропаганды нетерпимости перерастает в вооруженный конфликт.
– Например, какой идет вблизи российской границы?
– Именно ситуация с Украиной в «Метро 2035» не отражена. Я не хотел увязывать роман с актуальными острополитическими событиями. Скорее, пытался разобраться в первопричинах того, что происходит в умах людей. Почему мы видим фашистов во всех, кто от нас отличается? Почему до такой степени готовы изменить отношение к людям, которые в течение тысячелетий были нашим ближайшим братским народом, а они готовы изменить отношение к нам? Хотим ли мы отказаться от демократических изменений в пользу того, чтобы снова ощущать себя империей? Хотим ли мы ради универсального смысла для всех отказаться от свободы для личности? Это занимало меня больше, нежели интерпретация украинского конфликта.
– Но вы вывели отдельную станцию, которая четко ассоциирует с фашизмом себя, а не других.
– Здесь «рейх» показан с изнанки. Граждане «рейха» не только угнетают других, но и живут своей повседневной жизнью. Мы все видели кадры из концлагерей. Но при этом мы видели и съемки, где простые немецкие граждане забрасывают цветами колонны марширующих «эсэсовцев». Меня занимает устройство нацизма изнутри. Когда рядовым немецким жителям из лагеря Биркенау возвращались детские колясочки, они с удовольствием эти колясочки брали и не задавали лишних вопросов. Изнутри, мне кажется, фашизм не очень видно – живешь и живешь, просто стараешься не обращать внимания на какие-то вещи.
– В ваших романах много отсылок к массовой культуре, городским легендам. Не считаете вы, что в литературе победил постмодернизм? И есть ли из него выход?
– Не хочу никого разочаровать, но в новой книге нет никаких мутантов и чудовищ. «Метро 2035», прежде всего, о людях. Как независимая история, она вполне обходится без фантастических допущений. Постмодернизм, на мой взгляд, – это бесконечное ремикширование старого и сознательный отказ от попыток создать новое. В этом есть пораженчество. В литературе не появляется ничего принципиально нового. Сценарий голливудского фильма воспроизводит структуру древнегреческого мифа. С другой стороны – каждая эпоха ставит человека перед новыми вопросами, перед которыми мы не стояли десять лет назад. Или не стояли никогда. Например, в 90-е годы впервые народу было предложено жить свободно в ограниченном конституцией государстве без самодержавия. И у нас было 20 лет, чтобы искоренить в себе безынициативного, безответственного человека. Но из всех предложенных властью идеологем наибольший отклик сегодня нашла антизападная. Людям по душе чувствовать себя винтиками в громадном боевом роботе, который схлестнулся на мировой арене с американским боевым роботом.
– В одной из глав книги появилась сила, наблюдавшая за миром «Метро». Вы верите в мировой заговор тех, кому выгодно, чтобы сражались «боевые роботы»?
– Самые бредовые теории заговора нужны, чтобы отвлечь внимание от реальной картинки. Подлинные политические процессы никакого отношения к теле-политике не имеют. Если кто-то интересуется политикой – вот вам подложная политика из спикеров. Жириновский, Зюганов, Проханов, Холмогоров – персонажи-шоумены. Реальная политика в нашей стране движима не идеологией, а финансовым прагматизмом. Зачем нам теория заговора про Ротшильдов или «жидомасонов», если мы не знаем, сколько семей в нашей стране распределяют материальные блага.
– Если апокалипсис действительно произойдет, сможет ли выжить мир по книжному сценарию? И как спастись, например, Воронежу?
– Когда Дмитрий Киселев обещает обратить Америку в радиоактивный пепел, в сердце каждого воронежца закрадывается сомнение – а что, если будут опять «бомбить Воронеж», как у нас заведено. В предчувствии ядерного апокалипсиса надо как можно дальше уползать отсюда. Когда в США начали разрабатывать ядерное оружие, самой популярной инструкцией в случае взрыва было «пригнись и накройся». Это не спасет, но, если хочешь что-то сделать – сделай это. Думаю, и москвичам, случись ядерная война, не поможет ничто. Поэтому давайте не доводить до крайностей.
Самые яркие цитаты Дмитрия Глуховского на встрече с читателями
О сериалах
– Ты выезжаешь на окраину любого города, и вот тебе – «ходячие мертвецы». К станции метро вышел – и они сидят на тротуаре, пивас хлещут.
О женщинах
– Я думал, что жестокие сцены шокируют женщин, но мужчины их поймут. В итоге я читал негативные отзывы мужчин и не увидел ни одной недовольной женщины. Здесь я опять убедился, что по мутантам больше всех скучают девушки.
О книгах и прогрессе
– Человек сегодня покупает книгу, чтобы ощутить ее как предмет. Книга – это фетиш.
– Смена носителя не приводит к смерти литературы. Ваши дети будут говорить «Господи, это же айпэд! Посмотрите, какой он чудовищно огромный и неуклюжий. И он не крепится к глазам, его можно держать в руках, и он не транслирует ничего в сознание. Как можно отказываться от него?».
– Я не вижу никаких технических открытий, которые изменили бы суть человека. В своем сознании мы по-прежнему остаемся лохматыми чуваками из пещер.
– Для того, чтобы читать книгу, нужны только глаза. Даже когда наступит конец света, и электричество выключат – вы все равно сможете взять книгу в руки и прочесть себе и другим.
Об Украине
– Наше правительство не смогло договориться с их правительством, которое меняется раз в три года. И в жертву была принесена наша тысячелетняя дружба.
О «Метро»
– В «Метро 2033» есть два героя, списанных с моих знакомых. Они сидят на станции и курят кальян. С одним из них мы придумали идею в метрополитене. На другом я обкатывал первые главы. За это я наградил их выживанием. Гори все огнем, но они останутся в живых.
– «Метро 2033» было ближе к средневековому романтическому мифу – неисследованный мир, полный чудовищ и загадок, где есть место подвигу. «Метро 2035» о том, как все будет на самом деле.