Воронежская филармония откроет 91-й сезон в пятницу, 9 сентября. Воронежский академический симфонический оркестр под управлением народного артиста России Владимира Вербицкого в первом отделении исполнит Первый фортепианный концерт Чайковского, во втором – Пятую симфонию Шостаковича. В первом отделении выступит один из лучших интерпретаторов концерта Чайковского – народная артистка СССР Элисо Вирсаладзе.
О работе с воронежским оркестром
– Я не первый раз выступаю на этой сцене и не первый раз мы работаем с Владимиром Вербицким. Наши совместные выступления состоялись еще в 80-е годы. Я благодарна Владимиру Игоревичу, что он приглашал меня в Воронеж. Сейчас я особенно счастлива, потому что это открытие сезона, а это всегда надежда на то, что он будет хорошим. Мне легко играть с воронежским оркестром, у меня нет никаких трудностей. В этом большая заслуга Владимира Игоревича – нельзя играть с оркестром свободно, если у тебя нет взаимопонимания с дирижером.
Об учениках
– Когда я преподаю, тогда мне проще судить об успехе учеников, потому что я изо дня в день, из года в год наблюдаю за их ростом, а когда они уже одни, и выходят на сцену самостоятельно, я редко имею возможность следить за их успехами. Я просто знаю, что они успешны, у них большая карьера. Меня это радует.
О продвижении музыкантов
– Я терпеть не могу пиар – его гораздо больше, чем хотелось бы. Это убивает и само искусство, и начинающих музыкантов. Если раскручивать молодого музыканта с 10 лет, будет полная катастрофа. Он психологически не сможет вынести такую нагрузку, я уже не говорю о давлении со всех сторон: со стороны родителей, педагогов и менеджеров, которые стараются продвинуть музыканта. Я не могу сказать, что я против рекламы. Она необходима для того, чтобы выявлять действительно настоящих музыкантов, которые неспособны локтями пробивать себе дорогу на сцену, а таких очень много.
О профессии
– Единственное, что я могу посоветовать начинающим – быть преданными делу, потому что это очень трудно. Это не так тяжело, как балет, потому что балет еще более изнурительная работа, или цирк, который я обожаю и считаю, что это совершенно великое искусство. Я преклоняюсь перед цирковыми артистами – они не могут блефовать, а, если блефуют, могут закончить жизнь на арене цирка. У нас просто надо быть преданным, потому что музыка в принципе не прощает. Преданность – это не только сидеть несколько дней и играть по нескольку часов – это внутренняя верность, когда для вас первостатейная ценность то, чем вы занимаетесь. Преданность – это, когда ваше внутреннее ощущение в музыке гармонично с тем, что вы хотели бы создать своим творчеством.
Вы все время должны быть в творчестве, даже когда вы не играете. У меня почти не бывает свободной головы. Я или прокручиваю произведения, которые недавно выучила, или вспоминаю, что хотела бы сыграть иначе. Все время происходит какая-то внутренняя, очень интенсивная работа. Это не значит, что это касается только музыки. Я люблю театр и кино, что-то читаю.
О зрителе
– Вы удивитесь, но для меня самый благодарный и самый любимый слушатель в России. Я не могу сказать, что я не люблю играть за рубежом, но там по-другому. Может это из-за того, что у нас жизнь очень непростая, и она требует много душевных затрат от зрителя. Я не могу даже сравнить это. Везде, где я бывала с концертами, игра приносила колоссальное удовольствие. Для меня нет разницы, где я играю – в Нижнем Новгороде, в Воронеже или в Милане. Для меня каждый концерт – максимум отдачи, и сильнее всего отдача публики в России.
Справка РИА «Воронеж»
Элисо Вирсаладзе – советская грузинская и российская пианистка, педагог, народная артистка СССР. С 1993 – профессор Московской консерватории имени Чайковского. В 1995 – 2011 – профессор Высшей Школы музыки в Мюнхене. С 2010 – профессор Scuola di musica di Fiesole (Италия). Проводит мастер-классы во многих странах. В числе ее учеников – лауреаты крупнейших международных конкурсов Борис Березовский, Яков Кацнельсон, Алексей Володин, Динара Клинтон и другие известные пианисты.