Певица Ольга Кормухина представила новую концертную программу «Индиго» в Event-Hall сити-парка «Град» в воскресенье, 4 декабря. Соавтором постановки выступил муж артистки, лидер группы «Парк Горького» Алексей Белов. Супруги дуэтом исполнили балладу «Говори, не молчи», а также хит «Парка Горького» Moscow Calling.

На пресс-конференцию Ольга и Алексей тоже пришли вместе. Ольга Кормухина попросила журналистов не обращаться к ней по отчеству, а называть просто Ольгой. Певица рассказала, кто в ее семье главный миротворец, чем джазовая школа помогла ей в рок-карьере и почему молодым исполнителям сложно петь ее песни.

Ольга, в октябре вам присвоили звание заслуженной артистки России. Не обидно, что так поздно? Николай Басков уже в 25 лет стал народным артистом.

– Нет, я не считаю, что поздно, и даже шучу: я не заслуженная артистка, я застуженная! Мои друзья-рокеры Кинчев, Сукачев, Шевчук до сих пор без звания ходят и прекрасно себя чувствуют. Как-то не принято рокерам звания давать. А я что-то натворила, видимо, раз дали. Ну а Басков, конечно, народный. Потому что у нас народ кто? Женщины. Так что, получить звание «Народный артист» в 25 лет очень правильно для нашей страны.

Вы как-то сказали, что не любите эпитеты вроде «императрица», «королева рок-н-ролла», что считаете это плебейством. А как нравится, чтобы вас называли?

– «Королева рок-н-ролла» у нас одна – Жанна Агузарова. Ей нравится это звание. А я люблю, когда меня зовут просто Ольга Кормухина. Больше всего меня впечатлило, когда на концерте на Красной площади ведущие объявили: «Наша Ольга!». Это звание для меня выше всех заслуженных, перезаслуженных и трижды орденоносцев. «Наша» – это даже больше, чем «народная». Все люди разные. Кому-то нравится себя считать народным, а кто-то в вечной оппозиции и ощущает себя одиночкой.

Вы одиночка?

– По-разному бывает. Иногда я как Ахматова: «Я была с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». А когда что-то неправильное происходит, могу уйти в глухую оппозицию. Порой стоит отойти, посмотреть со стороны и помолиться. Слово «комфорт» – вообще не для меня. Комфорт не полезен для души, для творческого человека особенно. Мое одиночество всегда наполнено, иначе я бы не смогла наполнять других людей.

На ваших концертах много молодежи. Чем ваши песни так трогают молодых слушателей?

– Причина в музыке Алексея и текстах, которые можно «копать» в любом возрасте. Песни могут казаться примитивными, но когда вдумаешься в смысл... Вот композиция «В красном» о чем? Кто-то буквально понимает ее – про женщину в красном платье. А для меня эта песня – вызов себе вчерашней, протест, революция. Я хотела сказать в ней о патриотизме. Патриотизм – это не красная тряпка, которой надо размахивать на каждом углу, это что-то глубоко внутри. Достоевский был прав, когда писал: «Укореняйтесь в русскую землю, в народе ищите вдохновение, силы». Я люблю наш простой русский народ. Если вы будете жить как русский человек, петь как русский человек – до донца, не боясь себя публично препарировать, вскрывать тайные глубинные, вы будете честны перед собой. Новая программа «Индиго» отчасти придумана именно для молодежи, которой я служу ориентиром. Мы с Лешкой решили рискнуть, точнее – я подбила его на это. Премьера прошла с аншлагом, москвичи и питерцы до сих пор «догоняют». Как и песню «Падаю в небо», которая впервые прозвучала в 2006 году на «Фабрике звезд». Тогда весь молодняк сказал: «Вау», а остальные не поверили в нее. «Догоняли» ее три года. Зато сейчас музыкальные каналы в очередь становятся за моими новыми клипами. Мой пиарщик говорит им: «Вы же утверждали, что Кормухиной никогда не будет на вашем канале». Народ оказался умнее, с лучшим вкусом.

Недавно участник «Голоса» Кирилл Бабиев пел вашу песню «Падаю в небо». Диме Билану его выступление показалось бездушным. А вам понравился номер?

– Я видела эфир. У мальчика и не могло быть осмысления этой песни в виду его возраста. Вот идет человек по льду, а ты с волнением смотришь – упадет или не упадет. У меня такое же ощущение от юных исполнителей, когда они поют мои песни. Многие композиции написаны в зрелом возрасте, после долгих лет затворничества и переосмыслений. Тем более, «Падаю в небо» – мой текст, в который я вместила ощущения того времени, когда приняла решение покинуть сцену и найти себя. Мальчик просто не понимает, о чем песня. И не может понимать. Мои тексты очень наполнены, петь их очень трудно. А настоящий вокалист всегда хочет показать все, на что он способен в песне. Помню, когда в Гнесинке училась, на русском языке петь было нечего. Были только залитованные песни – где музыка Союза композиторов, а слова – Союза писателей. Все мои сокурсники от этого страдали, они не могли на экзамене показать себя крутыми вокалистами. Градский точно подметил, что все эти негритянские «мяу-мяу-мяу» не показывают мастерства, так можно научить петь кого угодно. Зато потом на русском языке петь не получится – в голове будет только это «мяу-мяу». Поэтому сейчас многие молодые артисты поют песни без смысла, ноту держать не могут. А ведь русский язык такой богатый, такой мощный, такая глыба! Один звук «а» чего стоит! Но когда наши певицы начинают петь это «а», я сразу слышу нищету духовную. Русский язык чем хорош для настоящего творца и чем опасен для человека поверхностного и пустого? На нем вылезают все внутренние пустоты. Ненаполненным петь на русском языке невозможно. Чтобы «а» спеть, надо весь мир обнять, Вселенную. Это желание нужно иметь в своей душе. А когда его нет, начинается сплошное тремоло. Мне глубоко за 50 лет, а я держу эти ноты лучше, чем молодые.

На «Голосе» вообще есть достойные исполнители?

– Голосов хороших много, но беда в том, что у ребят нет репертуара. Где сейчас победители «Голоса»? Их не слышно, потому что им нечего петь. Кстати, в эфире вы видите только то, что наставники разрешают петь. А самое ужасное происходит до эфира. Мне как-то музыкальный продюсер «Голоса» Юрий Аксюта сказал: «Скоро я твои песни буду ненавидеть! У меня на кастинге каждый второй поет Кормухину!».

Дочке нравятся ваши песни?

– Анатолия вообще никакие песни на русском языке не слушает, говорит: «Ничего достойного». Алексей как-то поинтересовался, а мы-то хоть достойные? Она ответила: «Вы – родители, ваше творчество не обсуждается».

Она в душе больше рокер или тургеневская девушка?

Алексей Белов (А.К.): – Рокер, конечно.

Ольга Кормухина (О.К.): – При этом в ней есть черты тургеневской девушки. Она милая. Но очень не любит, когда мы ее обсуждаем в прессе. Дочка, кстати, лучше нас знает мировую музыку. Безошибочно может по кусочку песни сказать ее название, группу, год выпуска, даже историю создания рассказать. Из нее хороший музыкальный критик получится. Я в ее возрасте ничем не выделялась. Да, был симпатичный тембр, но не более того. Еще песни сама писала, которые людям нравились.

Ольга, как думаете, то, что вы стали петь именно рок, это судьба или дело случая?

– В случаи я не верю. Удачные совпадения происходят с теми, кто идет правильным путем. Если вам это начертано свыше, вы увидите знаки. Рок, наверное, моя предопределенность. Это очень честный и мощный стиль, в котором много любви – больше, чем в попсе и шансоне. По степени любви рок уступает разве что классике и народной музыке. А все потому, что любовь не может уживаться с неправдой, с чем-то искусственным. В попсе и шансоне много душевного, а это враг духовного. В «Сталкере» об этом хорошо сказано: «То, что вы считаете душевными страстями, на самом деле просто трения между душой и миром». А духовность – она другая. Она над этим.

В начале творческого пути вы работали в оркестрах Олега Лундстрема и Анатолия Кролла. Джазовая школа помогла вам в рок-музыке?

– Основатель Deep Purple и один из основоположников классического рока Ричи Блэкмор сказал: «Если не умеешь играть джаз и классику, ты не имеешь права называться рокером». Думаю, это одна из причин такой бедности русского рока: наши музыканты все время пытаются спрятаться за тексты, объясняя это тем, что публика предпочитает именно тексты. А что ей остается, если музыки нет? Мое отношение к джазу не изменилось – это школа, огромный опыт.

А. Б.: – Самый популярный композитор в мире – Петр Чайковский. Наступает Рождество, и все играют «Щелкунчика». А Мусоргский – вообще первый рокер в мире, как Ольга говорит. Невозможно чему-то научиться, не учась у кого-то. Рок-музыка как жанр родилась не у нас в стране, но глубокие корни музыкальные есть в России. Те же знаменитые «Дягилевские сезоны», где собирался весь прогрессивный мир, – ничего круче Стравинского в мире в то время не было! А потом революция все сломала. И никакого рока и джаза у нас уже не было после этого. Что-то, чем можно было гордиться, осталось в Прокофьеве, Шостаковиче, Шнитке, Свиридове. Поэтому нам пришлось учиться жанру у тех, кто это делал здорово. Я 12 лет прожил в Америке. У нас был менеджер, который не любил дискутировать на темы политики, искусства, он всегда говорил: «Что вы хотите от меня, я – тупой американец». Люди в этой стране откровенно говорят, что с образованием у них не очень. Но у них многому можно научиться в профессиональном отношении к музыке.

Ольга, в ноябре 2016-го вы презентовали клип на песню «Говори, не молчи», в котором по сюжету между вашими с Алексеем героями происходит семейная ссора. А из-за чего вы можете повздорить в жизни, и кто первым идет на примирение?

А.Б.: – По разному бывает. Ссора между близкими людьми – самая сложная ситуация. Мы как-то с Ольгой спорили, и моя бабушка, проходя мимо, сказала мудрую вещь: «Кто-то должен уступить». В семейных конфликтах у нас Ольга все-таки больший миротворец.

О.К.: – Просто Леша один был в семье, а у меня брат младший есть, поэтому немножко другой задел в жизни. У меня больше мудрости житейской. Леша все время был таким отшельником. Когда они жили в Америке с «Парком Горького», все ребята развлекались, а Леша все эти годы провел затворником в студии. Музыка, тексты были на нем. Великий музыкант Фрэнк Заппа, к которому мегапопулярные люди не могли попасть в дом и гордились даже мимолетной встречей с ним, очень ценил Лешу, они проводили много времени вместе. А его называли королем еще при жизни, и когда он умер, таксисты писали на машинах: «Король умер». Заппа говорил: «Пройдет 10-20 лет, люди поставят пластинку и скажут: это «Парк Горького». Сейчас Леша пришел к тому же, к чему и Фрэнк в конце жизни – к симфонической музыке. Вот наш концерт назвали симфороковым спектаклем.

Режиссером видео «Говори, не молчи» выступил Александр Котт. А почему сами не сняли? У вас же есть режиссерское образование (Ольга Кормухина закончила режиссерский факультет ВГИКа – РИА «Воронеж»).

– У меня был бзик: хотелось, чтобы великий режиссер снял. На самом деле там все натурные съемки мои, просто мы не стали мое авторство указывать.

В 2009 году вы сняли дипломную работу – фильм «Колокол» с Ларисой Гузеевой и Иваном Охлобыстиным. Почему именно их пригласили?

– Я роли специально под них писала, именно их видела в картине. Ваня просто как-то сказал, что мечтает сыграть наркомана или алкоголика. Вот я и подумала – как раз тот случай. Но фильм я так и не выпустила, он мне кажется сыроватым. Сейчас я бы многое в нем изменила.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».