В самом сердце Воронежа, в краснокирпичном особняке в стиле русской эклектики, расположилось одно из самых известных образовательных учреждений нашего города – ассоциированная школа ЮНЕСКО «Интерлингва». В этих старинных стенах слышны голоса – говорящие, поющие, философствующие, шутящие на русском, английском, немецком, французском, испанском, итальянском, китайском языках.

«Интерлингва» – это умный, добрый, творческий и доброжелательный мир, который очень естественно соединяет современность и историю. Старинная винтовая лестница и сводчатые подвалы особняка соседствуют со светлыми, удобными аудиториями, оснащенными всем необходимым для эффективных занятий и дружеских встреч.

Здесь есть удивительный музей коллекционных и антикварных кукол. И рядом с ними медведи Тэдди, из самых разных стран, в самых разных обликах. С помощью этих представителей игрушечного мира основатель и директор музея игрушек «Хелен и Тэдди» Елена Киктева делает для детей и взрослых понятными историю, традиции и обычаи России и многих других стран.

Великий помощник в установлении межкультурных связей – первый российский император Петр Алексеевич Романов. Играя, рисуя, ставя спектакли и участвуя в научных конференциях, связанных с интереснейшей петровской эпохой, посетители и волонтеры музея увлеченно исследуют филологические, исторические, культурные связи России с другими странами мира. А образ самого Петра можно увидеть и на детских рисунках, и в видеороликах, и на интерактивных плакатах, и в экспозиции «Великое Петровское посольство в лицах и куклах», выполненной создателем авторских художественных кукол Ольгой Гусевой специально для музея игрушек «Хелен и Тэдди».

Русские послы и волонтеры – участники посольства Петра I сумели в предельно короткий срок овладеть огромным массивом научных, технических, технологических знаний и культурных навыков тогдашней Европы, отобрать наиболее полезные и подходящие для нашей страны и перенести их на русскую почву. Посольство дало старт стремительному развитию русского государства в экономической, политической, военной и культурной сферах.

Исторический опыт Великого Петровского посольства актуален и сегодня: позволяет делать образовательную и воспитательную работу с детьми и подростками (а проект рассчитан на участников от 8 до 18 лет) более эффективной и интересной.

Экспозиция, объединенная темой переноса европейского знания в Россию, стала основой для проекта «Великое Петровское посольство и его результаты глазами детей», который был реализован в музее игрушек «Хелен и Тэдди» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Участники проекта – учащиеся школ Воронежа и Воронежской области, других регионов России, – создавая свои художественные, исследовательские и экскурсионные работы, осмысливающие итоги Великого Петровского посольства, учатся искать причины исторических событий, понимать степень ответственности, которая лежит не только на облеченном властью реформаторе, но и на каждом гражданине. И очень важно то, что они, исследуя историю отечества, формируют корректные представления о личностях, игравших знаковую роль в исторических событиях.

Вовлечение как можно большего количества детей и подростков в осознанное изучение культуры и истории нашей страны приводит к осознанию той важной роли, которую играет наше государство в современном мире. Поэтому проект активно развивается в интернет-пространстве. Полная информация обо всех событиях проекта оперативно отражается в соцсетях и на сайте музея игрушек «Хелен и Тэдди» http://www.helenandteddy.ru/, который создан командой единомышленников при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. На сайте можно подробно познакомиться с экспозициями музея, узнать новости о мероприятиях и зарегистрироваться для участия в них, поучаствовать в конкурсах и викторинах и проголосовать за понравившуюся работу.

На базе музея создана «Школа юного экскурсовода» и организовано детско-юношеское общество волонтеров музея. Ребята проявили себя в роли юных экскурсоводов, ведущих как традиционные, так и театрализованные экскурсии по тематической выставке, приняли участие в разработке интерактивных элементов экспозиции «Петровское посольство в лицах и куклах». В рамках проекта событий немало: это и общероссийский детско-юношеский конкурс видеороликов «Петровские нововведения, изменившие жизнь России», и конкурс рисунков «Здесь был Петр», посвященный истории населенных пунктов, природных и культурных объектов, зданий, в разные годы отмеченных пребыванием в них великого русского реформатора на троне, которые стали частью оформления экспозиции музея, посвященной Великому посольству. И общероссийский детско-юношеский конкурс творческих проектов «Результаты Великого Петровского посольства», который прошел в рамках Молодежной научно-практической конференции «Инновации Петра Великого и их влияние на образование и культурную жизнь Российской империи» и собравший учащихся школ Воронежа и Ассоциированных школ ЮНЕСКО из многих городов, и организация и проведение временных передвижных выставок экспозиции в учреждениях культуры и образования Воронежа и Воронежской области, таких как природно-археологический музей-заповедник «Костенки» (23 апреля), Воронежская городская библиотека им. Г. Я. Бакланова (27 мая). Представленные юными экскурсоводами передвижные выставки экспозиции прошли в общеобразовательных учреждениях Воронежа (гимназия им. А. Платонова (16 мая), образовательный центр «Лидер» в г. Бобров Воронежской области (17 мая), школы № 101 (19 мая), № 102 (20 мая). В рамках традиционной общероссийской акции «Ночь музеев» (20 мая) была представлена экспозиция «Петровское посольство в лицах и куклах», театрализованные экскурсии по которой для 60 зрителей (детей и взрослых) провели юные экскурсоводы. Волонтеры музея провели с посетителями викторину по Петровской эпохе и показали им выставку работ победителей регионального конкурса рисунка «Здесь был Петр», а также лучшие сюжеты Всероссийского конкурса видеороликов «Петровские нововведения, изменившие жизнь России».

Экспозиция «Петровское посольство в лицах и куклах» впервые «вышла в свет» на международной выставке «Кукольное поМИШАтельство» в декабре 2021 года, а позже демонстрировалась на воронежских выставках декоративно-прикладного творчества «Дыхание весны», «Достояние культуры». Волонтеры проекта проводили экскурсии для посетителей по экспозиции, отразившей важнейшие этапы пребывания Петра I в европейских странах в 1697–1698 годах. Общее количество зрителей, побывавших на этих выставках, – свыше 10 тыс. человек.

Учащиеся «Школы юного экскурсовода», «Малой Петровской школы переводчиков» и волонтеры музея приняли участие в региональной научно-практической конференции «Петр I – создатель Военно-морского флота и промышленного потенциала России», а также в воронежской патриотической межрегиональной конференции «Петровская ассамблея» к 350-летию императора Петра Великого.

Венцом увлекательной исследовательской и творческой работы веселого и активного коллектива единомышленников станет торжественная «Петровская ассамблея», которая объединит все направления проекта. Она пройдет 3 июня в музее игрушек «Хелен и Тэдди». Мероприятие, на которое приглашены дети и подростки в основном из многодетных семей, напомнит об уникальном феномене эпохи – Петровской ассамблее. Ведь ассамблея начала XVIII столетия – это не только танцы и пир, но еще и место обсуждения важных и насущных проблем, стоящих перед государством. Мероприятие станет увлекательным путешествием по истории родного края – как для родителей, так и для детей.

И что интересно отметить, говоря о проекте. Непростой исторический и культурологический материал, который необходимо было освоить – и усвоить! – современным школьникам, воспринят через исследование найденных ими материалов (и самостоятельное, и под руководством организаторов проекта) и их творческое осмысление. И результаты этого сложного и увлекательного процесса – театрализованные экскурсии по экспозиции «Петровское посольство в лицах и куклах», исследовательские и творческие работы ребят, выполненные на очень достойном уровне, персональная выставка графических работ, посвященная городам и странам, где побывали Великие послы и Петр I, и экскурсия по ней одной из самых юных участниц проекта – Юлии Старцевой.

Можно смело сказать, что именно такой опыт работы с историческим и культурологическим материалом, который соединяет в себе как научный поиск и анализ, дающий навык работы с источниками и фактами, так и навыки творческой работы, позволяющие самим создавать новые достоверные и интересные образы исторических событий и исторических личностей, является наиболее подходящим в учебно-воспитательном процессе. Глубокое погружение в исторический материал, возможность поставить себя на место того или иного государственного деятеля, попытка объяснения логики его поступков – все это на благодатном материале Великого Петровского посольства рождает в сердцах современных детей и подростков чувство истинной гордости за нашу великую страну, свой родной край, своих предков.

Благодаря поддержке и вниманию со стороны партнеров планируется дальнейшее развитие проекта, посвященного личности первого российского императора и пониманию исторического смысла его свершений.

На правах рекламы, 6+

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».