Встреча с петербургским художником Ольгой Житлиной прошла в Воронежском центре современного искусства 5 марта. Разговор стал частью публичной программы, приуроченной к открытию выставки «Страна возможностей» в ВЦСИ. Выставка, которая откроется 8 марта, объединяет работы Ольги Житлиной, созданные в соавторстве с Анной Терешкиной, Алехандро Рамиресом, Андреем Якимовым, Давидом Тер-Оганьяном, Йоном Иригойеном и другими авторами. Тема всех этих работ - массовое передвижение людей по территории бывшего Советского Союза.

На встрече Ольга рассказала об идее выставки и некоторых из тех проектов, которые будут представлены в «Стране возможностей», однако большая часть разговора была посвящена ее опыту современного художника и тем художественным практикам, которые, по словам Ольги, доступны даже начинающим авторам, не связанным ни с какими институциями.

Сама Ольга, получив «профильное» образование в одном из лучших в стране вузов в сфер искусства, столкнулась с осознанием, что актуальное искусство в классическую систему образования вписывается с трудом.

Я училась в Академии художеств – старейшей в России школе профессионального искусства – и это очень консервативное заведение. Оно было открыто в XVIII веке и с тех пор там не многое изменилось. Например, там до сих пор существует конюшня с лошадьми для батальных сцен. Я поступила на отделение истории искусства, и обучение заключалось в том, что нам показывали черно-белые слайды, рассуждая, скажем, о колорите работ Рембрандта
Ольга Житлина

художник

Ольга рассказала, как ей – с трудом – удалось убедить преподавателей поддержать ее дипломный проект, посвященный видеоарту, и как сама от изучения искусства решила перейти к его производству.

– Мне бы хотелось поделиться этим опытом, в общем-то, провинциального художника, потому что Петербург, несмотря на звание северной столицы, на самом деле является городом провинциальным, не только в глобальном смысле, но даже по сравнению с Москвой: в нем нет ни музея современного искусства, ни возможности получить образование в этой сфере. Есть несколько коммерческих галерей, но для людей, которые хотят заниматься актуальным искусством, в отличие от европейских городов или даже Москвы нет четкой карьеры, нет сценария, как существовать как художник, можно ли зарабатывать деньги как художник. Непонятно, кто вообще твой зритель, как это искусство делать, кому показывать и где зарабатывать деньги?
Ольга Житлина

художник

Долгое время Ольга работала арт-журналистом, и из этой работы родился проект на стыке журналистики и искусства – «Агентство утопических новостей».

– Девиз проекта – «Новости, какими они могли бы быть». Первый выпуск был опубликован на стайте OpenSpase.ru и посвящен реакции на то, что впервые за 20 лет у нас в стране была сформулирована национальная политика. Меня в ней задел имперский тон: вроде бы у нас в стране и можно быть разными людьми, но только на базе великой и могучей русской культуры, а не культуры созданной, может быть, совместно. И тогда я попыталась сформулировать свою утопическую программу, в том числе языковую. Я исходила из того, что у нас в любом городе школы с углубленным изучением английского или французского – но это все европейские языки, а тем временем тот факт, что в России живут миллионы людей, говорящих на азербайджанском или таджикском, игнорируется, таких школ нет. И вот один из моих утопических сюжетов был как раз о таких школах. Было много выпусков, посвященных урбанистике, городскому развитию. Про Петербург, про многочисленные планы как построить что-нибудь новое в центре города, – рассказала Ольга.

По словам Ольги, все эти проекты представляют собой способ работы художника в одиночку, без каких-либо институций или финансовой поддержки («Агентство утопических новостей» для их автора стали способом заработать на публикациях) и этот опыт могут примерить начинающие авторы, в том числе и в Воронеже. 

Выставка «Страна возможностей» с участием Ольги Житлиной откроется в Воронежском центре современного искусства (пр. Революции, 29) 8 марта. Вернисаж запланирован на 19:00. Вход свободный.

О творческой встрече с еще одним участником проекта – колумбийским художником Алехандро Рамиресом – можно почитать здесь.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter