, Воронеж
  • 123666

Пандемия и донорство. Как COVID-19 повлиял на работу станции переливания крови в Воронеже

Количество доноров снизилось на 10%
Пандемия и донорство. Как COVID-19 повлиял на работу станции переливания крови в Воронеже Пандемия и донорство. Как COVID-19 повлиял на работу станции переливания крови в Воронеже
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

Пандемия COVID-19 внесла изменения в работу многих медицинских учреждений, в том числе Воронежской областной станции переливания крови. Количество доноров с начала года снизилось на 10%. О том, как станция заготавливает кровь в условиях эпидемиологических ограничений, рассказал заместитель главного врача станции Алексей Ефимов.

Хватает ли крови в больницах?

Станция работает по заявкам медицинских учреждений, и на данный момент все заявки может удовлетворить. На станции всегда имеется двухнедельный запас эритроцитов: их нельзя замораживать, поэтому они хранятся от 35 до 42 дней. А вот на имеющихся запасах плазмы все медучреждения Воронежской области могли бы работать до полугода: ее замораживают, и она длительное время хранится на станции переливания крови при температуре -40 градусов.

Почему снизилось количество доноров?

В основном доноров стало меньше из-за ограничений, связанных с работой мобильного пункта заготовки крови. До эпидемии коронавируса этот трейлер приезжал на предприятия и в учебные заведения, где многие люди сдавали кровь. Сейчас трейлер в основном стоит «на приколе»: студенты учатся дистанционно, на большинстве предприятий массовая заготовка крови также невозможна. Но на станцию переливания крови доноры по-прежнему приходят.

‒ Конечно, мы немного обеспокоены спадом донорской активности: кто-то болеет, кто-то боится заразиться. Но пока это снижение не критично, и мы надеемся, что резкого сокращения числа доноров не наступит, ‒ отметил Алексей Ефимов.

Вдруг донор болен коронавирусом?

Не доказано, что коронавирус может распространяться через кровь. Поэтому на COVID-19 доноров не тестируют, инструкция этого не требует. Но каждому человеку предлагают заполнить отдельную анкету с вопросами, болел ли он респираторными заболеваниями, был ли в контакте с заболевшими, сколько времени с этого момента прошло. После любого перенесенного ОРВИ сдавать кровь можно не раньше чем через месяц после нормализации температуры. Или, если человек сдавал тест ПЦР, через месяц после отрицательного результата теста. Дополнительно делается биохимический анализ крови, при выявлении значимых отклонений такая кровь бракуется.

Известно, что коронавирус может давать осложнения, длительную астению. Поэтому врач дополнительно обследует переболевших, и, если видит, что донору даже через месяц сдавать кровь еще рано, дает отвод, который может длиться до полугода, в зависимости от самочувствия.

Заготавливается ли плазма переболевших COVID-19 для лечения больных?

Воронежская станция переливания крови в настоящее время не заготавливает плазму тех, кто переболел коронавирусом. Хотя считается, что антитела, содержащиеся в плазме, помогают в первые дни лечить больных COVID-19, однако высокая эффективность этого метода не доказана на 100%. Но станция переливания технически готова к заготовке такой плазмы и при необходимости может это делать. Антиковидную плазму можно принимать через две недели после заболевания, пока титры еще высокие.

Как стать донором?

Донором может стать любой гражданин Российской Федерации, которому исполнилось 18 лет. Верхнюю возрастную границу определяет врач-трансфузиолог в зависимости от состояния здоровья человека.

Желающий стать донором обращается в регистратуру станции переливания крови, где проверяют, нет ли его в единой базе данных по таким заболеваниям, как гепатит В и С, ВИЧ, сифилис, не является ли он наркоманом. В этих случаях человек донором быть не может.

Затем у кандидата в доноры берут кровь, проверяют ее на все вышеперечисленные инфекции, оценивают уровень гемоглобина, определяют группу крови, резус-фактор. Будущий донор заполняет анкету, в которой описывает свои хронические заболевания, образ жизни, питание, отношение к алкоголю, перечисляет, какие лекарства он принимает. В этом году добавилась новая отдельная анкета по COVID-19. Затем врач измеряет давление, рост, вес, беседует с кандидатом и решает, может ли тот быть донором и что именно будет сдавать: кровь, плазму или тромбоциты. При каждом обращении на донорскую сдачу крови или отдельных компонентов определяется максимально возможная порция. Единовременно донор может сдать 450 мл крови или 600 мл плазмы. Кровь можно сдавать каждые два месяца, плазму ‒ раз в две недели. 

‒ С одной стороны, мы обеспечиваем безопасность реципиента, который должен получить качественную кровь. С другой стороны, заботимся о безопасности донора: если у него серьезные хронические заболевания, такие как атеросклероз, диабет, анемия, или он перенес операцию, то сдача крови может ему навредить. К донорству применим термин «стресс без стресса», когда после забора крови организм запускает антистрессовые механизмы, но отрицательного воздействия не происходит. Активно вырабатываются новые кровяные клетки, повышается жизненный тонус. Те дозы крови, которые мы берем, абсолютно безопасны для здоровья. А вот если организм не совсем здоров, то даже такая кровопотеря для него может оказаться настоящим стрессом, ‒ объяснил Алексей Ефимов.

Льготы для доноров

При каждой сдаче крови донор получает бесплатное питание или компенсацию деньгами, которая выплачивается по письменному заявлению донора. Ее размер составляет не менее 5% от показателя прожиточного минимума по региону. Также донор получает два дня освобождения от работы с сохранением заработка.

Если гражданин на постоянной основе сдает кровь, он сможет претендовать на статус «Почетный донор», который присваивается, если гражданин подтвердит безвозмездную сдачу крови от 40 порций или плазмы от 60 порций. По закону почетному донору положены ежегодная денежная компенсация (в 2020 году ее размер составляет 14 570,36 рублей), льготы по медобслуживанию и приобретению санаторно-курортных путевок.

Ксения Ковалева:

‒ Кровь сдаю в третий раз. На работе у нас многие сдают, за это полагаются выходные. И я читала, что быть донором полезно: кожа улучшается и омолаживается.  В первый раз я сдавала плазму и потеряла сознание. Но все равно решила продолжать, только теперь сдаю не плазму, а кровь, ее берут меньше.

Дмитрий Сидельников:

‒ Сдаю кровь в 24-й раз, с 2015 года. Сейчас сдаю плазму. В эпидемию людям все так же нужны кровь и плазма, и раз я могу помочь, то сделаю все от меня зависящее.

Мохамед Арафа:

‒ Для меня сдавать кровь ‒ это привычка. Впервые я стал донором в 16 лет, на родине в Египте – тогда нужно было спасти соседку, моя кровь ей подошла.С тех пор уже 26 лет я донор. В Воронеже пришел в донорский центр в 2010 году, до этого не знал, где он находится, и сдавал кровь только при поездках в Египет. Делаю это минимум два раза в год, а сколько раз всего – не знаю, уже устал считать. В первую очередь кровь ‒ это помощь людям. Но и я сам лучше себя чувствую, испытываю легкость, обновление организма, какое-то особое ощущение чистоты.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: