Педагоги всероссийского образовательного центра «Сириус», который был создан по инициативе президента Владимира Путина в Сочи в 2014 году, побывали с трехдневным рабочим визитом в Воронежской области. Гости посмотрели, как в регионе ведется работа по выявлению и поддержке одаренных детей.
В первый день им показали комплекс бобровского образовательного центра «Лидер» имени Алексея Гордеева, состоящий из детского сада, школы и колледжа. Здесь образовательный процесс выстраивается с учетом преемственности в едином учебном пространстве, а также гармонично взаимодействует со спортом. В центре функционируют специализированные классы, в которых учатся дети, занимающиеся хоккеем при бобровской спортшколе.
Во второй день педагоги «Сириуса» увидели, какие возможности для развития есть у школьников Воронежа. Они побывали на площадке «Ядро Наука» регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион» (проспект Труда, 65).
Образовательная площадка «Ядро Наука» была открыта в 2019 году в рамках реализации национального проекта «Образование». Это уникальное пространство, где дети от 12 до 18 лет бесплатно занимаются химией, физикой, математикой, астрономией, географией, биологией в современных, оборудованных лабораториях. Также здесь есть планетарий и интерактивный глобус. По словам сотрудников площадки, таких глобусов в России всего три, и один из них находится в Воронеже.
С его помощью в реальном времени можно рассмотреть движение воздушных потоков, поверхность океана, структуру материков в разрезе, звездное небо и созвездия. Возможно, даже увидеть пролетающие в это время в небе самолеты. Можно заглянуть и в историческое прошлое и увидеть, какой была Земля, например, 200 лет назад. В программу глобуса заложены исторические и географические карты.
Каждая лаборатория здесь – маленький научный центр. Дети в белых халатах под руководством своих педагогов проводят опыты и с помощью практики изучают теоретические знания, полученные в том числе и на школьных уроках. Например, в лаборатории биотехнологий школьники осваивают технологию клонирования растений, рассматривают под микроскопом, как устроена клетка и работают с макетом человека, изучая внутренние органы.
А в лаборатории органической косметологии школьники учатся своими руками делать тоники и средства умывания для лица, бальзамы для губ и тренд последнего времени – антисептики.
– В нашей лаборатории, если это младшая группа, дети сначала изучают азы химии, так как этот предмет появляется в восьмом классе. А после мы уже приступаем к практике, рассказываем ученикам, если говорить простым языком, как и с чем надо что-то мешать, чтобы получился определенный вид косметики. Возможно, в будущем это станет отправной точкой, чтобы открыть бизнес по производству косметических средств, – рассказала педагог Анастасия Гнездилова.
Восьмиклассница гимназии Никитина Татьяна Шаталина начала изучать химию в текущем учебном году, и ей так понравилось, что она подала заявку на зачисление в лабораторию органической косметологии.
– Мне интересна химия и как наука, и как возможность получить новые знания, которые пригодятся мне как девушке. Мы здесь изучаем состав косметики, делаем ее сами. Это же здорово, когда можно приготовить своими руками из натуральных веществ, например, средство для умывания. А сегодня мы делали очень актуальные в наше время антисептики, на самом деле их легко сделать в домашних условиях. Нужно смешать воду, этиловый спирт, глицерин, эфирное масло и по желанию добавить краситель, – объяснила ученица.
Для юных географов в центре есть 3D-полигон виртуальной реальности. Здесь можно увидеть океан с воздушного шара, рассмотреть со всех сторон молекулы.
Педагог по физике Татьяна Воронина говорит: чтобы стать учеником этого центра, не надо иметь семь пядей во лбу – важнее большое желание учиться и узнавать что-то выходящее за рамки школьной программы.
– В наших школах очень не хватает практики. В регионе много сильных учителей по этому предмету, которые дают отличную теорию, учат решать задачи, но вот с практической стороны физику им сложно показать. Как это сделать, когда в классе 30 и даже больше учеников? В наших же группах 10–12 учеников, я к каждому могу подойти, объяснить, показать. И, конечно, у нас лаборатории, оснащенные по последнему слову техники. В большинстве школ такого оборудования нет. Поэтому к нам очень охотно идут старшеклассники, активно участвующие в олимпиадах, с запросом на получение более высокого уровня знаний именно в практике. Традиционно на региональных этапах самый провальный этап для школьников – практический тур, где нужно сначала придумать идею эксперимента, затем осуществить ее, сделать математическую обработку результатов. Все это очень сложно сделать без системной подготовки, которую в школе получить практически невозможно. В этом году наш ученик победил на региональном этапе олимпиады по физике, сейчас он находится на профильной естественнонаучной смене в центре «Сириус», ранее прошел интенсив с московскими педагогами, и мы все держим за него кулачки, чтобы он хорошо показал себя на следующем, более высоком уровне олимпиады, – сообщила Татьяна Воронина.
Образовательная площадка «Ядро Наука» – часть уникального центра «Орион», в который также входит круглогодичный кампус на базе пансионата «Репное», где проходят специализированные тематические смены и обучение детей по направлениям «Наука», «Спорт» и «Искусство», Центр тьюторского сопровождения одаренных детей и повышения квалификации педагогов и площадка «Смена» для проведения летних профильных смен.
Записаться в «Орион» можно на сайте центра, выбрав любую понравившуюся программу в разделе «Образовательные программы». Также запись школьников на образовательные программы регионального центра «Орион» осуществляется в ядре «Наука» (проспект Труда, 65), телефон для справок (8473) 207 77 36.