С 20 января в Воронежской области были отменены семь электричек. Перевозчик – Пригородная пассажирская компания (ППК) «Черноземье») – объяснила причины такого шага тем, что договор транспортного обслуживания с регионом истек 31 декабря 2013 года и до сих пор не продлен. Проблема – в так называемых выпадающих доходах – фактической разнице между предельным тарифом на перевозку пассажиров, который устанавливает государство, и тарифом, при котором предприятие не терпит убытков. Эта разница должна компенсироваться из регионального бюджета. Однако у железнодорожников и властей Воронежской области разное мнение по поводу объемов компенсации. В правительстве региона подчеркивают, что компенсация структурам РЖД выплачивается в полном объеме, причем она выросла с 12 миллионов рублей в 2011 году до запланированных в 2014-м 170 миллионов. При этом власти неоднократно указывали на то, что порядок расчета выпадающих доходов, который используют железнодорожники, непрозрачен. Что касается суммы компенсации, на которую претендуют структуры РЖД – ее на встрече с воронежскими журналистами озвучил губернатор Алексей Гордеев: немногим менее 500 миллионов рублей. В итоге областные власти обратились в правительство РФ с просьбой принять эффективное решение по данной проблеме с учетом текущего положения регионов.
Корреспонденты РИА «Воронеж» выяснили, как отмена электричек отразилась на простых жителях региона.
На краю земли
Галина Шафоростова из Кантемировского района вот уже четыре года работает учителем начальных классов в Валентиновской школе, а сама живет в селе Митрофановка. Расстояние между селами небольшое, всего 10 километров, но добираться на работу Галине приходилось на электричке, потому что другого общественного транспорта в тех краях нет.
Галина Шафоростова. Фото: Евгения Свирская
– Когда ходила электричка, я и проблем не знала. Вышла к положенному времени на остановку, заплатила 14 рублей и спокойно поехала на работу, – рассказывает она. – А теперь, после отмены электрички, моя жизнь превратилась в одно сплошное приключение. Приходится искать попутки либо просить кого-то из знакомых довезти меня до школы. В крайнем случае – вызывать такси, а это уже 130 рублей. А если ехать на такси из самой Кантемировки, надо как минимум 700 рублей отдать... Никакой зарплаты не хватит, чтобы расплатиться! А нам, жителям глубинки, все равно приходится приезжать в райцентр. Кто-то едет в больницу, кому-то документы оформить надо, кому-то отчеты сдавать. Электричка всегда была для нас самым надежным видом транспорта. Какой бы мороз ни стоял на улице и какая бы метель ни мела, она всегда приходила точно по расписанию.
Коллега Галины Шафоростовой по Валентиновской школе, Ольга Сухомлинова, живет в одном из соседних сел. Как только речь заходит об отмене пригородной электрички, ее возмущению нет предела.
– Ни для кого не секрет, что работы во многих селах нет. Поэтому, чтобы прокормить семью, люди вынуждены ехать за десятки километров. У меня сын и муж работают в Россоши посменно. Когда ходила электричка Гартмашевка – Россошь, они доезжали на ней туда, а на следующий день после смены возвращались обратно. Как нам быть теперь, я не знаю. Ведь для работающих людей и студентов электрички являются единственной возможностью в любую погоду быстро и комфортно доехать до своих рабочих мест. Нельзя допустить прекращения работы этого вида транспорта, ведь тогда студенты лишатся возможности получать образование, а работающие граждане – своего заработка, – заявляет Ольга Сухомлинова.
Ольга Сухомлинова. Фото: Евгения Свирская
По словам местных жителей, совсем в бедственном положении оказались обитатели отдаленных хуторов Кантемировского района – Гартмашевки и Дальнего-Россоховатого. Добраться до них теперь, после отмены электричек, можно только по грунтовой дороге. А значит, случись сильный снегопад, хуторяне будут просто отрезаны от «большой земли».
– Для нас отмена электрички – настоящая трагедия, – говорит фельдшер местного фельдшерско-акушерского пункта Людмила Симонова. – Среди жителей Гартмашевки много больных людей. У кого-то сахарный диабет, кому-то не дает покоя язва желудка. Много людей, страдающих гипертонической болезнью. Как теперь привезти вовремя лекарство, я не знаю. А если вдруг обострение или несчастный случай, то приходится останавливать проходящий мимо поезд, чтобы на нем доставить человека в районную больницу.
Людмила Симонова. Фото: Евгения Свирская
– Теперь мы оказались в изоляции от остального мира, - поддерживает медработника ее соседка Александра Довгаль. – Электричка нужна людям, как воздух. Но никто не спросил нашего мнения, какие бы мы хотели оставить электрички в железнодорожном расписании. Когда-то бегал по составу мужчина, что-то записывал в журнальчик, подсчитывал пассажиров, но с людьми никто не разговаривал! Теперь нам придется по 12 часов проводить на вокзале в ожидании следующей электрички. Не каждому молодому человеку это под силу, а что говорить о нас, пожилых людях.
Александра Довгаль. Фото: Евгения Свирская
Оставили без связи
В Поворинском районе вместо трех электричек на маршруте Балашов – Поворино – Балашов теперь осталась только одна – дневная.
– На работу теперь проблема ездить, – возмущается житель Ильменя Юрий Грунцов, приемосдатчик багажного отделения железнодорожного вокзала. – Хорошо, что у меня тетя в Поворино живет, приезжаю к ней днём раньше, ночую, а утром – на работу. Но не у всех же есть такая возможность. Взять, к примеру, соседа моего – в локомотивном депо работает около 10 лет, родственников в городе нет. Ему и впрямь хоть увольняйся. Да много кто из сел в райцентре работает. Как людям сюда добираться? Такси заказывать – зарплаты не хватит. Мы написали письмо с просьбой: вернуть нам электрички. Подписалось 74 человека. Отправили в приемную руководства ОАО «РЖД». Ждем ответа.
Фото: Елена Месселмани
В числе недовольных не только те, кто ездит в райцентр на работу. Электричками, особенно утренней, пользовались и студенты (поворинские, борисоглебские, балашовские), и простые сельчане. По словам старшего билетного кассира железнодорожного вокзала Жанны Святохиной, по утрам с электрички сходило до полусотни людей, вечером чуть меньше. Каждый месяц в кассе оформляли больше двадцати проездных абонементов.
– Удобно было. Утром приедешь, все дела до обеда сделаешь, и с дневной электричкой домой, – делится проблемами еще одна жительница Ильменя Ирина Струнина. – Каждый раз бегать по селу искать, кто до Поворино подкинет – куда такое годится? А от одной электрички толку мало.
Электропоезд, следующий по маршруту Балашов – Поворино – Балашов, делает в Поворинском районе 10 остановок, в том числе на станции Макашевка в Добровольском поселении. Автобусы сюда не ходят из-за удаленности от райцентра.
– Электрички – это наша связь с миром. Не у всех имеются собственные автомобили. Обещают пустить к нам автобусы, но пока этот вопрос окончательно не решен, – поясняет глава Добровольского поселения Любовь Кикоть.
Поворинское пассажирское автопредприятие готовит новое расписание движения автобусов. По словам руководства, изменятся и маршруты, и время.
Многим придется пересесть на автобус
Из семи маршрутов электропоездов, которые пригородная пассажирская компания подвергла «секвестру» в Воронежской области, двумя весьма активно пользовались жители Новоусманского района.
На его территории пригородные поезда останавливаются на четырех площадках: Шуберская, Синицыно, Тресвятская, Орлово. Казалось бы, что для местных жителей отмена всего парочки электричек никакой роли не сыграет – благо, что на направлении ст. Воронеж-I – ст. Усмань курсирует достаточное количество составов. Но это только для тех новоусманцев, кто пользуется железнодорожным транспортом время от времени. А для большого числа людей, которые на постоянной основе работают в Воронеже, отмена пригородных поездов создала серьезные неудобства.
Фото: Вячеслав Запорожец
– Я работаю посменно, и обычное дело – работать в ночь. До Воронежа, если во вторую смену, всегда добиралась вечерней электричкой №6351/6354, получалось как раз вовремя. Теперь мне придется ехать на автобусе от села Орлово до Дубовки, там пересаживаться на 90-й городской маршрут, и уже в Воронеже делать еще одну пересадку. Других вариантов нет: или приезжать раньше – за несколько часов до начала работы, или безбожно опаздывать. А у нас ведь конвейер, и никто на работе меня не поймет. Не представляю, как теперь быть, - делится переживаниями Евгения Суворова, фасовщица фабрики «Крекер».
И таких, как Евгения, в Новой Усмани много. Билетный кассир на площадке «Тресвятская» подтвердила: «К приходу вечернего поезда №6351/6354 практически вся платформа всегда была заполнена пассажирами, да и на утренней электричке – поезд №6363 – масса людей ездила».