, Воронеж
  • 6926

Откуда у тарифов ноги растут

Почему в Воронежской области цены на одни и те же коммунальные услуги отличаются в несколько раз.
Откуда у тарифов ноги растут Откуда у тарифов ноги растут
РИА Воронеж Текст — , фото — Леся Полякова

С 1 июля воронежцев ждет очередное повышение цен на «коммуналку». Водоснабжение и водоотведение подорожают в среднем на 8,9 процентов, тепло – на 12, газ – на 15, электричество - на 13,8 процентов. При этом увеличение суммарного платежа за коммунальные услуги с 1 июля не превысит 12 процентов, подчеркнули РИА «Воронеж» в областном управлении по госрегулированию тарифов, а в среднем за 2013 год составит не более 6 процентов. В муниципальных образованиях с преобладанием в структуре совокупного платежа населения услуг электроснабжения и газоснабжения прирост платы не должен превышать 15 %, в среднем за 2013 год – не более 7,5 процентов.

Тем не менее, эти относительные проценты в абсолютных цифрах могут разниться весьма существенно. На сайте управления опубликованы утвержденные на 2013 год тарифы по каждому из поставщиков услуг. Например, тепло в Воронежской области стоит как 246,89 рублей, так и 9301,88 за гигакалорию; кубометр холодной воды – от 4,76 до 51,77 рубля. Мы попросили руководителя управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области Сергея Попова и его первого заместителя Светлану Калмыкову разъяснить, как формируются тарифы и из-за чего возникает такая разница в ценах за одну и ту же единицу ресурса

Тепло – одинаковое, топливо – разное

- Средняя цена за гигакалорию в регионе – 1295,45 рубля, в этих пределах население и платит за отопление. Конечно, разница может быть, но не в два и даже не в полтора раза. Да, есть и очень высокие тарифы (подчеркну, они экономически обоснованы), где гигакалория стоит пять или даже девять тысяч рублей, как, например, отпускаемая филиалом ОАО «РЭУ» «Курский» в Новохоперском районе. Но эти организации не обслуживают население. В частности, данный поставщик подает тепло объектам Минобороны РФ, кроме того котельные работают на угле - пояснил руководитель управления по госрегулированию тарифов Сергей Попов.

Разумеется, есть высокие тарифы и у поставщиков, обслуживающих население. Но, как правило, в таких случаях муниципалитет принимает решение о субсидировании. К примеру, в Аннинском районе на одном и том же муниципальном предприятии есть газовые и угольные котельные. А вид используемого топлива – один из ключевых факторов в формировании тарифа на тепловую энергию (кстати, в Воронежской области еще есть несколько котельных, работающих на печном топливе - самом дорогом на сегодняшний день виде топлива). «Угольная» гигакалория в аннинском МУПе стоит 4106,18 рублей, а «газовая» - 1562,10. Администрация района субсидированием снизила тарифы для граждан до 1292, 63 рубля. Причем по угольным котельным размер субсидии составил более 68,5 процентов.

- Кстати, тарифы на природный газ и его транспортировку подлежат государственному регулированию – регулирует ФСТ России. Тогда как в отношении других видов топлива – каменного угля, мазута, печного бытового топлива – действующим законодательством регулирование цен не предусмотрено, - акцентирует первый заместитель руководителя управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области Светлана Калмыкова.

Хранитель низкой цены

Помимо этого, на конечный тариф влияет наличие комбинированной выработки, когда предприятие производит и тепло, и электроэнергию одновременно. В регионе всего два таких предприятия: филиал ОАО «Квадра» «Воронежская региональная генерация» в областном центре (благодаря которой доля комбинированной выработки в Воронеже достигает 50 процентов) и филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская АЭС», где тепло идет как побочный продукт при выработке электричества, его доля в общем производстве составляет менее процента. Тем не менее, эти две организации производят 35 процентов тепловой энергии в регионе.

- Без комбинированной выработки средний тариф в области на сегодняшний день 1497,17 руб. за Гкал, а с ее учетом он снижается чуть более чем на 200 рублей. Кстати, с таким показателем среднего тарифа мы находимся на пятом месте в ЦФО после Курска, Ярославля, Рязани и Липецка. Самое дорогое тепло во Владимирской области – в среднем 1938 рублей, на 45 процентов выше, чем у нас, - показывает сводные таблицы Сергей Николаевич. – По горячей воде мы в середине. По электроэнергии тариф для городского населения с 1 июля составит 2,89 руб за кВт/ч – это один из самых низких тарифов в ЦФО. Минимальная цена в Липецке – 2,83, максимальная – в Москве – 4,50 руб за кВт/ч. Нам часто говорят не равняться на столицу. Хорошо, в Твери цена кВт/ч с 1 июля будет 3,48 рубля, в Калуге – 3,54, в Белгороде – 3,14 руб./кВтч.

А вот холодная вода со средним тарифом в 21 рубль за кубометр – одна из самых дорогих в ЦФО, цены в округе от 14 до 26 рублей. У нас изначально дорогая вода из-за того, что ее приходится поднимать с большой глубины.

Семь бед – семь ответов

Тем не менее, многие производители и тепла, и воды значительно отклоняются от среднего тарифа, причем в обе стороны. Специалисты УРТ подчеркнули, что в формировании тарифов на коммунальные услуги в регионах нет никакой самодеятельности, все регламентируется исключительно федеральными законами, постановлениями и приказами.

Мы были бы рады установить единый тариф для всех, а не принимать, как в этом году 1075 тарифных решений. Но такого закона нет. Для каждой ресурсоснабжающей организации устанавливается свой экономически обоснованный тариф. В него включены расходы на материальные и энергетические ресурсы, оплата труда работников, ремонт систем, выплата налогов и сборов, а также необходимая для развития производства прибыль. В области только поставщиков тепла почти 180. Нужно понимать, что чем больше ресурсоснабжающих организаций, тем больше между ними различий, которые напрямую сказываются при формировании тарифа,
Сергей Попов, руководитель управления по госрегулированию тарифов Воронежской области
Итак, стоимость коммунальных услуг зависит от совокупности многих факторов. Перечислим основные. Это объем реализации (как у оптовиков: чем больше партия, тем дешевле будет «поштучно»), протяженность сетей, степень их изношенности (чем дряхлее коммуникации, тем они дороже в содержании), разбросанность объектов, уровень энергоемкости оборудования, его загрузка и т.д. Для поставщиков воды, например, еще один немаловажный фактор - используют ли организации собственный источник добычи или арендованный.

Мы сравнили показатели поставщика из Подгоренского района, у которого самая дорогая вода в области (почти 52 рублей за кубометр), и поставщика из Лискинского района, у которого она самая дешевая – 4,76 руб за кубометр. Там, где тариф наивысший, протяженность сетей составляет 53 километра, в обслуживании три поселения, но при этом в год поставщик отпускает всего 23,98 тысяч кубометров. Тогда как в организации, где тариф минимален, сети всего восемь километров, воду поставляют на территорию лишь одного поселения, и годовой объем составляет 206,50 тысяч кубометров.

- В этих двух случаях сыграли сразу все факторы. Но для одной организации положительную роль, для другой – отрицательную. В первом случае – низкий объем выработки, число людей, пользующихся услугой, минимально, а сети ветхие и большой протяженности, – поясняет Сергей Попов.

Подводные камни

У лискинского предприятия есть и еще одна причина низкого тарифа: организация, поставляющая воду населению, является подразделением сельхозпредприятия.

- Тариф у ведомственных поставщиков всегда был существенно ниже среднего, потому что на 75-80 процентов дотировался самим предприятием, а услуги, как правило, поставляли своим же сотрудникам. Но сейчас многие организации стараются избавляться от сопутствующих непроизводственных объектов. Котельные заводов, военных структур, насосные башни аграрных фирм выходят на рынок самостоятельно. В этих новых коммунальных предприятиях, разумеется, тарифы будут расти до экономически обоснованных, - отмечает Сергей Попов.

Что касается именно водоснабжения, тарифы с отрицательной рентабельностью существуют не только в ведомственных коммунальных предприятиях, но и даже во многих МУПах. Дело в том, что до 2011 году тарифы на воду были в ведении местного самоуправления. Они не повышались годами, это был исключительно политический тариф,
Светлана Калмыкова, первый заместитель руководителя управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области

Специалисты подчеркивают, в организациях с «отстающими» тарифами повышение цен до среднеобластного уровня резко не произойдет. Правительством РФ утверждены предельные индексы, свыше которых цены поднимать не могут. Независимо от того, каким был тариф, в процентном отношении увеличение должно быть одинаковым. В исключительных случаях возможен рост тарифов выше, чем в целом по области.

- В этом году у нас такая ситуация сложилась с воронежским ООО «Энерговид», поставляющим тепло потребителям Отрожки. У этой организации рост тарифа по решению ФСТ России в процентном отношении выше, чем в целом по Воронежу. Но при этом их тариф все равно останется на 10 процентов ниже среднего, - объясняет Светлана Калмыкова.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: