На первый взгляд, главная тема этой истории – падение нравов. «Молодежь безнадежно испорчена дурным влиянием всемирной сети и других источников информации, которые никто не контролирует», - это точка зрения является весьма популярной в России и лежит в основе многих запретов, не столько культурных, сколько законодательных. Впрочем, молодежь безнадежно портится уже многие тысячелетия, и порывы юности, высокие и пошлые, в чинных рамках моральных норм более старшего поколения не удерживаются никогда. Так что единственное отличие этой истории от сотен подобных ей, случавшихся десятилетиями ранее, лишь в том, что если тогда они могли быть лишь предметом сплетен в школьном туалете, то теперь оказалось возможным зафиксировать, сохранить и распространить пикантные детали в подробностях. То есть сделать предполагаемое – явным.
Тогда, может быть, вся беда – в новых технологиях? Сегодня никто не застрахован от взгляда всевидящего ока Саурона, которым стали всевозможные мобильные гаджеты, камеры наблюдения, видеорегистраторы и прочие технические средства, о которых даже шпионы середины прошлого века не смели и мечтать. И, конечно же, никуда не спрятаться от паутины всемирной сети. Это раньше можно было лишь надеяться на то, что тайное когда-нибудь станет явным. Сегодня тайн почти не осталось. Шокирующие, вызывающие отвращение, возбуждение или страх записи тиражируются и смакуются в интернет-комментариях в промышленных масштабах. Мир действительно стал глобальной деревней. К сожалению, от деревни мир взял далеко не лучшие черты. Не душевность, не готовность помочь соседу, не чувство общности, но бесцеремонность и всезнание архетипической старушки на лавочке. Порой не нужны никакие сверхсекретные программы слежки и шпионажа, ведь на странице почти каждого пользователя социальных сетей можно найти огромное количество компромата, который человек, особенно не знакомый со способами сохранения приватности, сам без принуждения вываливает на всеобщее обозрение. И нет ничего удивительного, что в таком мире бездумной открытости молодой девушке приходит в голову мысль использовать видеохостинг для решения своих амурных проблем. В конце концов, живи Отелло с Дездемоной сегодня, Яго наверняка не отказал бы себе в удовольствии опорочить несчастную женщину в специально созданной группе «ВКонтакте». А видеозапись с закалывающим себя мавром, снятая на бюджетный смартфон кого-то из массовки, на пару дней стала бы хитом «Ютуба». Пока модераторы не нашли бы ее слишком брутальной для неподготовленной аудитории.
То, что для более старшего поколения выглядит как обрушившийся неизвестно откуда дивный новый цифровой мир, для молодежи, похоже, обыденность. Они взрывают эту обыденность нарочитой искренностью любовных признаний на страницах в соцсетях, а то и куда более откровенными доказательствами чувств, такими, как запись близости на мобильный телефон. Скорее всего, им даже в голову не приходит, что уголовная статья, наказывающая за «распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную тайну», как раз про то, что такие записи не стоит даже делать, не то, что хранить или отдавать кому-то.
К сожалению, Уголовный кодекс не способен вернуть назад душевное равновесие жертве сельских «папарацци по глупости». Точно так же, как любой запрет на информацию( и уже тем более на технологии) не панацея от повторения подобной истории. Такие случаи будут происходить все чаще, это неизбежно, как появление новой модели самого модного смартфона. Единственный способ смягчить последствия цифровой революции – это научить сегодняшних детей и подростков искусству доверия. Ведь самое сокровенное можно доверять лишь единицам, а каждый глазок объектива – это замочная скважина, в которую могут заглянуть миллионы.
Хотя почему же научить. Этому искусству сегодня приходится учиться заново каждому. Посмотрите на гаджет, который лежит неподалеку, и задайте себе вопрос: доверяете ли вы себе, зная, что за вами может наблюдать весь мир?