Новая археологическая экспозиция «Праистория Воронежского края: начало эры металлов» открылась в Воронежском краеведческом музее (улица Плехановская, 29) в пятницу, 14 декабря. Экспозиция приурочена к 100-летию академической археологии, которое будет праздноваться в 2019 году.
Выставка охватывает более 4 тыс. лет и посвящена трем крупным эпохам в истории человечества: новокаменному, меднокаменному и бронзовому векам. Представлено более 250 предметов из полусотни поселений, курганных и грунтовых могильников. Это материал 28 экспедиций за 105 лет: от раскопок Воронежской ученой архивной комиссии в начале ХХ века до экспонатов, полученных современной экспедицией музея в ходе полевых работ в 2018 году.
О главных экспонатах каждой эпохи, представленной в экспозиции, журналистам РИА «Воронеж» рассказал куратор выставки, старший научный сотрудник Воронежского краеведческого музея, кандидат наук Роман Берестнев.
Жезл с головой медведя
Атрибут власти – каменный скипетр с выточенной головой медведя – относится в эпохе донского неолита (V-III тыс. до н. э.). Этот предмет был обнаружен не в ходе раскопок, а случайно. И таких незапланированных находок в экспозиции около 50.
– Эпохи палеолита и мезолита завершились вместе с матриархатом. С наступлением неолита произошел переход к патриархальному обществу. Жезл, символизирующий власть, принадлежит мужчине. Женщина становится хранительницей очага, и начинается расцвет керамики, – пояснил Роман Берестнев.
Женщины лепили посуду из глиняных лент, наслаивающихся друг на друга. Потом поверхность сосудов разглаживали и украшали узорами – у каждой группы населения они были свои. Это позволяет ученым выделить три типа археологической культуры в эпоху донского неолита на территории Воронежской области.
К среднедонской культуре относится накольчатая керамика. Множество точек-углублений на поверхность глиняных сосудов наносили специальными предметами – орнаментирами. У представителей рязанско-долговской культуры горшки напоминают остроконечные шлемы. Узоры на них – ямочно-гребенчатые, выдавленные не только острым орнаментиром, но и гребенкой. И третий тип – штампованная керамика рыбноозерской культуры.
Люди неолита научились изготавливать орудия не только из раскалывающегося кремния и кварца, но и из более мягкого камня – сланца или песчаника. Для сверления отверстий в каменных топорах они даже создали специальный механизм из дерева. Каменные гарпуны, остроги, рыболовные крючки для гигантских рыб становились все более совершенными.
В IV-III тыс. до н. э. жители Подонья, помимо собирательства, охоты, рыболовства, начали заниматься земледелием и скотоводством. Наступила эпоха донского энеолита.
Собака в погребении
Не существует письменных источников, по которым можно судить о древних племенах. Поэтому часто археологические культуры различают по типу погребений, которые хорошо сохранились.
Кочевые племена, пришедшие в Подонье в середине III тысячелетия до н. э., принесли обычай хоронить умерших в глубоких ямах и насыпать над ними полукруглые курганы.
Представители ямной культуры считали, что умерший, помещенный в чрево матери-земли, мог заново родиться. Поэтому в могиле оставляли необходимые ему в загробном мире вещи. В одной из могил Павловского захоронения погребена девочка, а рядом с ней лежат столярные инструменты: тесло, топор, долото. Видимо, вместе с девочкой инвентарь «передали» какому-то ранее умершему родственнику, которому почему-то не могли положить инструменты в его собственную могилу.
Летом 2018 года Роман Берестнев обнаружил в могильнике «Елка-10» в Новохоперском районе погребение древнеямной культуры. Когда археологи сняли вручную земляную насыпь, то увидели, что захоронение окружает каменная ограда из глыб размером метр на метр. В центре, в углублении находился скелет, лежащий на спине.
– Колени при погребении были согнуты и подняты вверх, потом они, видимо, завалились набок. Эта поза характерна для ямной культуры. Необычно было то, что рядом с человеческими останками лежал скелет собачки. Значит, собака была в то время не просто одомашнена, но и стала настоящим другом человека, сопровождавшим покойного в загробный мир, – рассказал Роман Берестнев.
Также в погребении обнаружена костяная трубочка для доения кобылиц. Это было начало эпохи бронзы, древнейшие скотоводы пасли стада, передвигаясь на лошадях.
Антропологам еще предстоит исследовать останки, определить пол и возраст этого человека.
Судя по захоронениям, даже у немолодых людей в древности неплохо сохранялись зубы: ведь они не знали сахара. Часто зубы не выпадали, а стирались о твердую пищу, и потому выглядели как спиленные пилой, оставаясь белыми и крепкими.
Катакомбная курильница
Представители катакомбной культуры иначе устраивали свои захоронения. Покойного укладывали на бок в позе эмбриона в катакомбе, состоящей из входной шахты и подбоя. Тело осыпали охрой, символизирующей кровь. В 2014 году в катакомбном погребении, тоже в Новохоперском районе, профессор Александр Медведев обнаружил мать и семерых детей. Видимо, произошла трагедия, из-за которой они погибли. Но это могло быть и жертвоприношение.
– Некоторые древнейшие тексты позволяют гипотетически соотнести погребения катакомбной культуры с древнейшими ариями: до сих пор у индийских народов представителям высших каст ноги красят охрой, то есть это могут быть древние индоарии, – предполагает Роман Берестнев.
В экспозиции есть курильница, в которой возжигали благовония во время обрядов. Этот предмет редко встречается в погребениях на территории Воронежской области. Чаще всего катакомбники использовали для этих целей просто старый горшок, и такое приспособление археологи называют жаровней. Но курильница, которую можно увидеть на выставке, явно была создана специально для совершения обрядов и еще хранит следы копоти.
Абашевские зиккураты
В одно время с катакомбной развивается абашевская культура. Ее яркие представители – древнейшие воины-колесничие.
– Колесница появилась на нашей территории на полтысячелетия раньше, чем у таких древних цивилизаций, как Египет и Вавилон. В Сибири в захоронениях находят целые колесницы, но в климате Воронежского края дерево не сохранилось, остались только элементы упряжи, – сообщил Роман Берестнев.
Абашевцы погребали рядовых общинников на стороне, а в курганах – только элиту. Чем выше курган – тем богаче захоронение. Курганы были не круглые, как у ямников, а в форме зиккуратов – ступенчатых пирамид. Только кирпичи для них вырезали из дерна, а не из камня. Со временем земляная пирамида оплывала, теряла форму, хотя курган Высокая могила в Новохоперском районе до сих пор отдаленно напоминает квадратный зиккурат.
Горшки из могильников
Срубная культура – это уже классическая эпоха бронзы. Возникают целые поселения древних металлургов – например, Мосоловское поселение в Аннинском районе. В то же время развивается земледелие: найденные в той же Мосоловке камни, считавшиеся поначалу «рудотерками», после проведенного анализа оказались зернотерками, с помощью которых получали муку.
Умерших эта группа населения хоронила в деревянных рамах – срубах, причем всех погребали по одному обряду: простых и знатных, взрослых и детей. Покойный лежит в позе эмбриона на левом боку, его сопровождают два горшка: в одном из них каша, в другом – бульон либо кисломолочные продукты. В 2014 году в Новохоперском районе был открыт курган, содержащий около 80 погребений срубников – целое кладбище.
Именно из таких погребений в музеи попадают прекрасно сохранившиеся горшки, в то время как на местах поселений обычно находят лишь фрагменты керамики.
Круглая бритва
Гвоздем экспозиции стали два клада – Терешковский и Подгоренский. Кладами археологи называют вовсе не сокровища, спрятанные разбойниками, а остатки разрушенных еще в древности погребений. У них есть и другое название – «странные комплексы». В таких погребениях останки не сохранились – только только окружавшие их предметы.
Клад у села Терешково Богучарского района был найден в 1975 году. Он состоит из шести предметов. Три коротких бронзовых серпа-косаря – такими жали рожь, пшеницу, ячмень, горох. Два кельта – узких топорика с ушками, за которые их дополнительно привязывали к древку. Бронзовая бритва круглой формы – одна из древнейших, найденных в России.
– На территории Воронежского края это был первый клад такого уровня. Все вещи связаны с северо-причерноморским очагом металлообработки. Мы можем смело предполагать, что местное население имело связи с Северным Причерноморьем: либо перекочевало оттуда, либо получило эти предметы в ходе торговли, – отметил Роман Берестнев.
Возможно, клад оставили представители бондарихинской культуры – переходного периода от эпохи финальной бронзы к периоду раннего железного века.
Клад воина-колесничего
Второй клад, самый ценный, киммерийский – случайная находка. В 2016 году к Роману Берестневу пришел житель Подгоренского района и рассказал, что он собирал грибы и под корнями упавшего дерева увидел какие-то железки.
– Когда я увидел их, то ахнул: такого я никогда в руках не держал! В одном этом захоронении больше предметов киммерийской культуры, чем до сих пор было в музее. Мало того, что этот клад связан с древнейшими кочевниками-киммерийцами, но по всем признакам он еще и сопровождал захоронение воина-колесничего. Это значит, что наша территория прочно входила в ареал кочевников, в том числе и киммерийских племен.
Под корнями упавшего дерева обнаружились четыре бронзовые бляхи конской упряжи – солярные, то есть по форме напоминающие солнце; псалии – вертикальные стержни, часть уздечного набора; браслетоподобные кольца. Эти кольца долго считались просто браслетами, но потом выяснилось, что с их помощью соединяли по несколько лошадей в упряжи, чтобы запрячь колесницу. Также были найдены наконечник копья, серьга и топор-кельт.
– Может быть, кельт использовался как оружие в бою или с ним были связаны властные полномочия. Это не рядовой предмет, он редкий, элитарный, – объяснил Роман Берестнев.
Челн
Носовая часть древнего челна – самый крупный экспонат выставки. Долбленая лодка достигала в длину 10 метров, но сохранилась только ее часть. Это третья такая находка на территории Воронежской области. Все челны были обнаружены у села Щучье.
Первую древнюю лодку местные крестьяне откопали еще в 1911 году. Высушили и приспособили к хозяйству в качестве кормушки для скота. Дубовый челн исправно служил до самой Великой Отечественной войны и был уничтожен в ходе военных действий.
Второй челн был найден в 1950-е годы экспедицией Марии Фосс и хранится в Государственном историческом музее. Третий нашла в 1956 году экспедиция Воронежского краеведческого музея под руководством Виктора Афонюшкина. Но челн был в плохом состоянии, и музею досталась лишь носовая часть. Анализ в 1990-е годы показал, что челн был изготовлен 2240 лет назад и датируется скифским временем. Но часть ученых не доверяет анализу и считает, что челн гораздо старше, поэтому вопрос о его возрасте остается открытым.