Встреча с американским мультипликатором Робертом Ленсом состоялась в Воронежском госуниверситете в пятницу, 11 сентября. Роберт приехал впервые не только в Воронеж, но и в Россию. Хотя, кроме Калифорнийского института искусств, он преподает мультипликацию в университетах Южной Кореи, Мексики, Китая и Уругвая.
В Воронеж американца пригласила студия Wizart Animation для консультаций по созданию полнометражного мультфильма «Снежная Королева 3». С января 2015 года Роберт давал воронежским аниматорам советы по поводу сценария и визуального ряда удаленно, а в сентябре воронежцы позвали мастера анимации посмотреть на их работу вживую. Так как студия тесно взаимодействует с ВГУ, завершением визита мультипликатора в Россию стала открытая лекция в вузе для воронежской молодежи.
Один из создателей «Истории игрушек», «Красавицы и чудовища», «Шрека», «Короля Льва», «Вверх» и других всемирно известных лент рассказал, как нелегко было ему, небогатому юноше из мегаполиса для юристов и бизнесменов, пробиться в творческий мир анимации Лос-Анджелеса. Роберт Ленс также поведал, каково пять раз слышать согласие на брак от голливудской актрисы Камерон Диас и что за человек актер Эдди Мерфи. Корреспондент РИА «Воронеж» записала самые яркие истории.
О детстве
Я – результат бэби-бума начала 50-х, уроженец Нью-Йорка, города бизнеса и юриспруденции. Мои бабушка и дедушка в начале ХХ века переехали в этот деловой центр, и родители появились на свет уже в нем. Все мультфильмы Диснея, которые я смотрел по телевизору, меня очаровывали. Часами я перерисовывал вот эту книгу Диснея (показывает слайд с фотографией обложки). Дисней стал очень близок людям, когда открыл по стране свои филиалы и ярмарки. В Нью-Йорке я отправился на такую ярмарку. Это был маленький мир в огромном мире. Но объективно мне светила только карьера предпринимателя или адвоката, и моя мечта быть мультипликатором была неприемлемой для моих близких. Это была низкопробная мечта, всерьез ее никто не воспринимал. К тому же город, где была сосредоточена мульт-индустрия, находился от меня в 3 тыс. км. Конечно, если ты изначально родился в Лос-Анджелесе, кто-то из твоих родственников обязательно задействован в этой сфере, и пробиться значительно проще.
О ключевых людях
Мою любовь к искусству сформировала моя учительница, и я хочу подчеркнуть, что даже один человек может оказать на нас судьбоносное влияние. Учительница старалась чаще показывать мне произведения искусства и говорила, что однажды я стану великим художником. Она занималась с нами школьными спектаклями, я играл гнома из «Белоснежки».
О студенчестве
Как и полагалось парню из нью-йоркской семьи, я поступил в Мичиганский университет на отделение английской литературы. Конечно, я был очарован студенческим городком и старался там реализовать свою тягу к мультикам: рисовал карикатуры в студенческой газете, писал сценарии к своим рисункам из этой газеты. Но с каждым днем я понимал, что предметы, которые я изучаю, – это не мое, что я не могу идти на занятия, потому что мне это неинтересно. И я пошел в школу искусств в Мичигане. В течение года я ее закончил, и на одной из финальных лекций по художественной анимации профессор сказал: «99% из вас не проработают в этой индустрии ни единого дня, потому что мультипликация – это жестокий мир конкуренции, где выживает только сильнейший». Я тогда почувствовал сильное негодование и решил во что бы то ни стало доказать лектору и самому себе, что я – тот самый 1%. Я был готов работать столько, сколько нужно, и даже сверх того. Мой учитель посмотрел мою итоговую работу и сказал: «Если ты хочешь идти дальше, поезжай в Калифорнийский институт искусств».
Об упорстве
Я собрал свое портфолио и приехал в Калифорнию, страну американской мечты, страну возможностей. Пришел в институт искусств, декан посмотрел мои рисунки и не был впечатлен. Я сказал: «Посмотрите еще на другие бумаги». Он согласился. Я вновь принес ему свои рисунки, но они опять оказались не совсем такими. Я не унывал. Чтобы еще пожить в Лос-Анджелесе, я решил найти работу. Прежде, чем устроиться в ресторан быстрого питания, я обошел около 40 мест, где получал отказы. Днем я заправлял гамбургеры и сэндвичи, а вечером рисовал. И вот однажды я предпринял третью попытку, вновь пошел к декану и показал свои наброски периода работы в фаст-фуд кафе. Декан посмотрел и, наконец, сказал: «Да, мы вас принимаем в Калифорнийский институт искусств». Я был очень счастлив, но был на мели: денег на учебу у меня не было, а эта школа очень дорогая. Я связался со своими родителями, и они сказали: «Будешь жить у нас, сможешь поработать и накопить на учебу».
Я вернулся в Нью-Йорк, где сестра мне нашла работу помощника юриста. Офис юридической фирмы находился на Манхеттене в одной из башен-близнецов, разрушенной позже при теракте 11 сентября. Я ездил в командировки, на суды, назначал встречи, заполнял бумаги. Я делал это ради одной цели – скопить денег и вернуться в свою школу через год. Но когда год прошел, я понял, что денег все равно не хватает. Тогда я отправился в Лос-Анджелес и попросил у института отсрочку, чтобы накопить денег. И лишь три года спустя, в 1986 году, я собрал нужную сумму и приступил к долгожданной учебе.
О начале карьеры и работе в Walt Disney Animation Studios
Моей дипломной работой в институте стал четырехминутный мультфильм Simon о мальчике, который был непохож на других (демонстрирует мультфильм).
На показ дипломов пришли представители разных студий, и ко мне подошел человек из Blue Sky Studios, который пригласил меня на работу. Работая там, я был очень скромным. «Оставайся таким на всю жизнь, и ты добьешься большого успеха», – говорили мне на моей первой студии.
Работу в Walt Disney Animation Studios я начал с раскадровки Микки Мауса.
Тогда эта студия была совсем не такой, как сейчас. Финансирование было скудным. Мы трудились в очень тесных кабинетах в маленьком здании, но мы все были очарованы своей работой. Вскоре меня взяли в команду сценаристов, где мы работали над сказками. После «Красавицы и чудовища» мы сделали «Бэмби». Затем я уже консультировал художников и сценаристов по поводу того, какими должны быть персонажи, как они должны меняться.
В начале 2000-х у Disney было одно помещение для нескольких проектов, и это, словно несколько миров. Тогда снимали «Пиратов Карибского моря». Бывает, идешь по коридору, а там пираты снуют туда-сюда. Или за соседними столами люди делали разные мультфильмы.
О работе в Pixar Animation Studios
На Pixar в Сан-Франциско мы создали «Историю игрушек». Это был революционный проект, потому что это был первый объемный фильм с использованием компьютерной графики, а не нарисованный двухмерный. В 1995 году Pixar тоже был не таким, как сейчас. Нас было 50 сотрудников, оборудование очень скромное. На той же студии в 1998 году мы выпустили «Приключения Флика». Я работал как художник-раскадровщик и как сценарист. В этом фильме о букашках мы старались сделать другой дизайн, отличный от диснеевского. Pixar – изысканная по мастерству студия и очень узнаваемая благодаря своим блестящим, словно пластиковым, поверхностям. Да, еще я состоял в футбольной команде Pixar.
О работе в DreamWorks Pictures, о Камерон Диас и Эдди Мерфи
Мало, кто знает, что знаменитый мультфильм про Шрека, собравший более 250 млн долларов в прокате, начинался со скромной попытки экранизации книги. Изначально «Шрек» был низкоранговым, не очень успешным проектом. Нам пришлось побороться, надежд было очень мало по сравнению с другими проектами DreamWorks. Мы не ставили высоких ожиданий, фильм находился в производстве целых пять лет.
Однажды я пошел на звукозапись, и мне нужно было читать слова за Шрека. В одном эпизоде Шрек делает Фионе, которую озвучивала актриса Камерон Диас, предложение. Мы перезаписывали это пять раз, и Камерон пять раз мне говорила «Да». Я хотел бы продолжать это дольше (смеется).
Эдди Мерфи, который озвучил Осла, при первой встрече кажется не очень «уютным» человеком. Потом, когда общаешься лично, оказывается, что это очень хороший и щедрый человек – милее не найти. Это один из лучших актеров.
О переносе личного в сценарий
Твой опыт всегда так или иначе реализуется в фильме. Со мной всегда листок бумаги, все, что происходит забавное, я спешу зарисовать или записать. Персонажей для «Приключений Флика» я срисовывал с реальных людей, с которыми встречался. Так как над каждым фильмом работает большая команда, вы подчиняетесь общему направлению, не всегда твой голос слышен в итоговом варианте ленты. Но мне удалось вложить свою реальность в фильм «Вверх». Образ главного героя я срисовал с Майка Аса, друга режиссера Пита Доктера, я его тоже знал. После выхода фильма Майка даже стали называть этим персонажем, и Майк говорил нам: «Спасибо, что вы меня увековечили. Каждый раз, когда я смотрю этот фильм, я вижу себя».
О работе в целом и о будущих проектах
Я стал дружить с людьми, которые в детстве были моими кумирами. Все они живы и экранизировали мои истории. Прежде мне казалось недосягаемым даже познакомиться с ними, не то, что работать с ними и обедать.
В моей карьере было несколько проектов, которые так и не стали фильмами. Это нормально, не все наши идеи воплощаются в жизнь. Иногда на один и тот же фильм в разных странах чуть ли не противоположная реакция, и наша задача – угадать, что люди хотят увидеть, что их может привлечь.
Я каждое утро иду на свою работу с удовольствием, я счастливый человек. Сейчас, кроме преподавания, я продолжаю консультировать Walt Disney. Например, сейчас там создают продолжение фильма «Тинкер Белл» (в России известен как «Феи» – РИА «Воронеж»). Также я консультирую ребят из Pixar, работающих над продолжением фильмов «Вверх» и «В поисках Немо» (сиквел называется «В поисках Дори»).
Напутствие
Вы должны понимать, что мечты – это не далекая сказочная недостижимая страна. Вам необходимо разработать план действий и следовать ему. Многие факторы оказывают влияние – то, в какой среде вы растете, какие ценности у людей рядом с вами. Работать надо в два раза больше, чем вам кажется вы способны. Сколько лет у меня ушло и скольким мне пришлось пожертвовать! Но я добился своего, и у вас тоже получится! В Воронеже работают очень трудолюбивые люди, в вашей анимационной студии я увидел, как они много отдают себя. Великое будущее ждет Wizart Animation. Думаю, вся русская мультипликация заслуживает такого же будущего.
Р.S. После лекции Ленс сфотографировался со всеми желающими и раздал необычные автографы – каждому Роберт нарисовал маленький рисунок с каким-то персонажем. Ректор Воронежского университета Дмитрий Ендовицкий пообещал, что это не последний визит Роберта Ленса в вуз, и обмолвился, что в следующий приезд аниматора планируют наградить дипломом и мантией Почетного доктора ВГУ.