Железная дорога – зона повышенной опасности. Если не соблюдать элементарных правил поведения, расплата может оказаться слишком высокой. Человеческая жизнь обрывается из-за громкой музыки в наушниках, селфи на путях и просто неправильно рассчитанного расстояния до движущегося состава. В детских смертях на железной дороге чаще всего виноваты взрослые – потому что не показали, не объяснили, не предостерегли.
Специалисты ЮВЖД регулярно устраивают мероприятия по профилактике непроизводственного травматизма. О том, как нужно вести себя на железной дороге, узнали учащиеся Новоусманской школы в ходе просветительской акции на вокзале Воронеж-1 в пятницу, 30 апреля.
Для ребят организовали увлекательный урок с показом видеороликов о нарушителях на путях, викториной и экскурсией по выставке ретротехники. Через несколько дней у школьников начинаются десятидневные майские каникулы, многие из них поедут на отдых, в том числе по железной дороге. Как отметила ведущий инженер по охране труда Юго-Восточной дирекции инфраструктуры Нина Гончар, большинство случаев детского травматизма на железной дороге приходится именно на период каникул, поэтому важно заранее объяснить школьникам, как безопасно вести себя на вокзалах, переходах, путях.
– Работа по профилактике несчастных случаев на железной дороге ведется по двум направлениям. Первое заключается в строительстве объектов, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и железнодорожного транспорта. Второе – в проведении бесед со школьниками и раздачей наглядного материала. Такие мероприятия проводятся у нас ежегодно в разных форматах: уроки безопасности в школах перед Днем знаний, каникулами, рейды с сотрудниками полиции по железнодорожным станциям. Особое внимание уделяем учебным заведениям, расположенным рядом с железной дорогой, где дети вынуждены добираться до школы через пути, – рассказала Нина Гончар.
Начальник отдела образования Ленинского и Центрального районов Галина Таран подтвердила, что правила личной безопасности на дороге школьники изучают на уроках ОБЖ и классных часах:
– Вопросам безопасности жизнедеятельности на железной дороге всегда уделяем большое внимание, проводим совместно со специалистами железной дороги интерактивные уроки, особенно в преддверии летних каникул.
За последнее время благодаря совместным усилиям железнодорожников, правоохранительных органов и преподавателей школ случаи травмирования детей на железнодорожных объектах сократились. В 2021 году в Воронежском регионе не зафиксировано ни одного происшествия с участием несовершеннолетних, за аналогичный период 2020 года их было два. Со взрослыми ситуация хуже: в 2020 году на ЮВЖД зафиксировано 71 происшествие, в 2021-м пострадавших уже 25 человек, из них 22 погибли. Под поездом вообще редко выживают.
Среди основных причин детского травматизма специалист назвала нарушение правил перехода путей, поражение электротоком и травмы от подвижного состава, полученные в результате так называемого зацепинга – подросткового опасного увлечения катанием на внешних элементах вагонов. Люди травмируются и гибнут, нарушая элементарные правила безопасности. Большая часть погибших – те, кто думал, что успеет перебежать пути в неположенном месте. В последние годы причиной трагедий все чаще становятся наушники – и дети, и взрослые в них не слышат ни приближающегося поезда, ни гудка. А поезд не машина, он свернуть не может.
– Движущийся состав моментально не остановится. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Поезд, идущий со скоростью 100−120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 м, а человеку для перехода пути требуется 6−10 секунд. Он просто не успевает перебежать. Поэтому запрещается переходить пути перед приближающимся поездом, если расстояние до него менее 400 м. Даже подвижной состав, который, на первый взгляд, не движется, тоже опасен – неизвестно, в какой момент он может начать движение. Также запрещается взбираться на крыши вагонов, ездить на их подножках – можно сорваться и оказаться под колесами поезда. Контактная сеть на железной дороге находится под напряжением 27,5 тыс. вольт. К ней не то что прикасаться, а приближаться на расстояние ближе 2 м опасно. Это смертельная для человека величина, – объяснила школьникам Нина Гончар.
Старший инспектор по делам несовершеннолетних Юго-Восточного линейного отдела на транспорте, майор полиции Инна Горшкова рассказала ребятам о наказании, которое предусмотрено для нарушителей на железной дороге.
Согласно законодательству, административная ответственность для несовершеннолетних и взрослых одинаковая: штраф от 100 до 300 рублей.
После урока школьники сразились в викторину на знание правил безопасности, а затем увидели, насколько велики и массивны настоящие поезда, посетив выставку ретротехники.