Церемония награждения победителей и призеров регионального этапа конкурса «Лучшие практики наставничества» состоялась в здании правительства Воронежской области в четверг, 27 июня. Целью конкурса, как заявляют организаторы, были «выявление и распространение передового практического опыта наставничества и популяризация организационных решений для повышения производительности труда». Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали на церемонии и узнали, кто представит наш регион на всероссийском уровне.

Традиции и перемены

Открывая церемонию, первый заместитель министра экономического развития Воронежской области Константин Хорошев напомнил, что по решению губернатора Александра Гусева конкурс в свое время было решено сделать традиционным, и в этом году он прошел уже в четвертый раз. Позитивным моментом стала реальная конкуренция за победу. В этом году на конкурс поступило более 30 заявок. Призовые места в пяти номинациях достались 15 предприятиям. Кстати, появилась новая номинация – «Наставничество в сфере гостеприимства».

– Институт наставничества крайне важен в период кадрового дефицита, он способствует тому, что новые сотрудники без видимых проблем вливаются в ваши коллективы. Спасибо, что проводите эту работу, – обратился к собравшимся Константин Хорошев.

Директор Регионального центра компетенций в сфере производительности труда Виталий Пантеровский рассказал о том, что, желая развивать институт наставничества в сфере туристического бизнеса, наш регион будет ориентироваться на лучшие практики Краснодарского края.

– Мы все прекрасно понимаем, что Краснодарский край в этом плане – регион продвинутый. Поэтому будем наш гостиничный бизнес, наши санатории к этому проекту тоже приобщать, – пообещал Виталий Пантеровский.

Правда, есть оговорка. Проект в нынешнем виде завершается. Он стартовал еще в 2018 году, и организаторы посчитали, что пора подвести некоторые итоги и что-то поменять. Однако уже в следующем 2025 году стартует новый, под названием «Эффективная конкурентная экономика». Национальный проект «Производительность труда», в рамках которого проходит обозреваемый конкурс, станет подпроектом. Сроки реализации – до 2030 года. Время поучаствовать и добиться успеха есть.

– Предприятия наших базовых отраслей – строительство, сельское хозяйство, транспорт – по-прежнему смогут получать поддержку от Центра компетенций. А вот предприятия торговой направленности, к сожалению, из нового проекта выбывают, – сообщил Виталий Пантеровский.

Руководитель проектного направления Центра сопровождения среднего профессионального образования «Центр опережающей профессиональной подготовки» Елена Котова выступает членом экспертного совета на протяжении всех четырех лет проведения конкурса. Эксперт отметила, что за это время многие предприятия из числа сегодняшних конкурсантов выработали настоящую систему наставничества. Период адаптации новых сотрудников там проходит более мягко в сравнении с предприятиями, где такой системы нет. В минувшем и в этом году особенно актуальным стало взаимодействие проекта наставничества с профессиональными образовательными организациями.

– Безусловно, когда наставник сопровождает своего будущего сотрудника со студенческой скамьи, проблема адаптации проходит гораздо быстрее. Профессиональные компетенции такие студенты приобретают не только в стенах своего образовательного учреждения, но и непосредственно на предприятии, – отметила Елена Котова.

Победители и призеры

В состав экспертного совета по оценке качества проектов в этом году вошли представители министерства экономического развития Воронежской области, некоммерческой организации «Региональный центр компетенций в сфере производительности труда в Воронежской области», таких организаций, как Институт регионального развития и Агентство по привлечению инвестиций и региональному развитию, Центр опережающей профессиональной подготовки, Туристско-информационный центр Воронежа, а также Воронежского областного центра занятости населения.

Первые награды вручили в номинации «Прорывные технологии повышения производительности труда». Третье место досталось ООО «Родина», на втором оказалось ООО НПО «Перфоград». А победителем стало акционерное общество «Воронежстальмост». Награждение лауреатов в каждой номинации сопровождалось коротким видеороликом. Ведь им теперь представлять регион на федеральном уровне, и всем хотелось побольше узнать об их секретах успеха. И воронежский завод в таком ролике был назван в своей отрасли одним из ведущих предприятий в России. Здесь специализируются на изготовлении металлоконструкций для железнодорожных, автодорожных, пешеходных и городских мостов, пролетных строений любых типов, размеров и сложности. В национальном конкурсе «Производительность труда» предприятие участвует с 2020 года. Одним из действенных результатов применения различных практик наставничества стало то, что здесь практически отсутствуют увольнения после испытательного срока. За каждым учеником здесь закреплены сразу два наставника. Один отвечает за теоретическую подготовку, другой – за практику. Ежемесячно проводится промежуточный контроль результатов.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоНива Молоко Воронеж» заняло третье место в номинации «Профессиональное развитие молодежи». Вторая строчка здесь досталась ООО «ЗНИГО». А первенствовала компания «Интеллектуальные комплексы автоматики». Собравшиеся узнали о победителе, что это профессиональный дистрибьютор электротехнических материалов и оборудования отечественных и мировых производителей для самых разных отраслей. В конкурсе участвует во второй раз. Собственная система профориентации предусматривает постижение теории под руководством наставника и самостоятельное выполнение практических заданий. Контроль результатов – также на ежемесячной основе. Это способствует быстрой адаптации сотрудников под производственные стандарты предприятия.

Далее наградили лучших в номинации «Цифровые инновации на предприятии». «Международный аэропорт Воронеж имени Петра I» оказался на третьем месте. ООО «Корифей» заняло вторую строчку. А на первой оказалась межрегиональная группа компаний «Интехрос» – дебютант нацпроекта «Производительность труда». Предприятие занимается разработкой и производством робототехники и оборудования на основе гидропривода. Коммуникация «наставник – ученик» происходит преимущественно в онлайн-режиме. Информационная система собственной разработки позволяет управлять жизненным циклом изделий, а время обучения сокращается на 15%. В постоянном доступе – вся конструкторская документация по завершенным, текущим и будущим проектам.

В номинации «Лучшие практики наставничества» второе и третье места заняли соответственно предприятия «Минудобрения» и «Вкус детства». А заслуженным победителем стал «Воронежсинтезкаучук» – производитель термоэластопластов и синтетических каучуков. В арсенале наставников в компании такие инструменты, как учебные стенды, компьютерные классы, компьютерно-тренажерные комплексы, лаборатории, тренажеры, полигоны. Список можно продолжать, но он и без того показателен. Новичков готовят по индивидуальному плану наставничества. За каждого отвечает опытный специалист.

Наконец, последняя и самая молодая номинация – «Наставничество в сфере гостеприимства». Здесь конкурентов, «Бигивент» и «Вета-Строй», обогнала компания «Экспо Ивент Холл». Целевая аудитория компании – в первую очередь как раз молодые люди до 35 лет. А потому и сотрудников здесь тоже много из числа их ровесников, тех, кто может говорить с ними, что называется, «на одном языке». Обучение проходит в три этапа. Сначала разбор кейсов, затем выезд на площадку проведения мероприятия и, наконец, сдача итогового экзамена в виде практического кейса. На последнем этапе ученик самостоятельно определяет цели и задачи мероприятия, разрабатывает решения по его реализации, готовит смету и работает напрямую с заказчиком.

Уже побеждали на федеральном уровне

– Развитие института наставничества – наша общая задача по повышению производительности труда, – отметил Константин Хорошев в комментарии для региональных СМИ. – Она стоит как перед всей страной, так и перед каждым субъектом в отдельности. Внутри каждого предприятия это решается путем формирования специальных команд. Как мы сейчас видим, институт наставничества играет здесь ключевую роль. Новый сотрудник приходит, обладая какими-то знаниями и умениями, но не адаптирован к тому, как их применять в конкретном коллективе. Институт наставничества призван передать тот опыт, который нельзя получить ни на институтской скамье, ни на мастер-классах.

Для того, чтобы практика наставничества набирала популярность, нужна мотивация обеих сторон – как наставника, так и подопечного. Для первого в этом качестве может выступить всеобщее признание со стороны коллег, для второго – прежде всего внутренние амбиции, стремление стать профессионалом. Что же касается предприятий, позитивным примером для других могут стать показатели производительности труда, считает замминистра.

В Воронежской области уже были прецеденты побед в конкурсе на федеральном уровне. Предприятие «Воронежсельмаш» побеждало в номинации «Цифровые инновации на предприятии», в производственную практику был успешно внедрен симулятор токарных работ. Сотрудники на испытательном сроке с его помощью могли виртуально пройти весь процесс обработки. Как показала практика, испытательный срок после внедрения технологии проходит 100% кадров.

Неправильно выделять какую-то из шести отраслей экономики, участвующих в проекте развития наставничества, считает Константин Хорошев. Такое сравнение не будет корректным. Наоборот, задача стоит – расширять число направлений и увеличивать количество номинаций. Сегодня радует вовлеченность в процесс непосредственно коллективов. Все больше и больше опытных сотрудников готово выступить в качестве наставника, передавать опыт. Ситуация на рынке труда непростая, борьба за кадры между предприятиями присутствует. И создание крепких, устойчивых коллективов сегодня является неоспоримым преимуществом.

– Я начинал на предприятии простым грузчиком. Потом получил определенные знания, повысил квалификацию и под руководством нашего начальника сменил специальность, – рассказывает Антон Мацегора, менеджер по продажам одной из компаний-призеров конкурса. – Стал одним из ведущих менеджеров по продажам. Есть еще куда расти. Ставлю перед собой задачу стать ведущим менеджером.

А его наставник Алла Ерошенко добавляет, что молодой человек однажды несомненно дорастет до руководителя, и подчеркивает – сразу увидела у Антона потенциал и поэтому помогла развиться в новом качестве. В рамках программы на предприятии под каждого специалиста подстраивали систему 1С. Ведь в работе всегда появляются какие-то нюансы, которые сложно предусмотреть при менее адресном подходе. Все пожелания, которые озвучивались, – внедрялись в жизнь. Как результат – увеличились объемы продаж. Ведь у менеджера всегда перед глазами вся информация о том или ином продукте, которой он не обладает на начальном этапе.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».