Открытие ХI Международного Платоновского фестиваля искусств состоялось в Воронежском государственном театре оперы и балета вечером субботы, 5 июня. Зрителям показали оперу Моцарта «Свадьба Фигаро» в постановке Михаила Бычкова. Дирижером-постановщиком стал народный артист РФ Феликс Коробов.
«Свадьба Фигаро» стала новым опытом для солистов Театра оперы и балета. Над постановкой начали работать после нового года – по словам художественного руководителя театра Александра Литягина, это очень короткий срок для подготовки такого объемного спектакля. В качестве художника-постановщика пригласили Алексея Вотякова, художником по свету стал Иван Виноградов. Спектакль сопровождался видеорядом, над которым работал Алексей Бычков. Также на экране, установленном в верхней части сцены, транслировался русский перевод, ведь артисты пели на итальянском языке. При подготовке к спектаклю с солистами работал педагог по языку. Исполнитель роли Фигаро Федор Костюков рассказал, что раньше учил речитативы как набор звуков, не понимая, о чем речь. Но в этот раз, учитывая сжатые сроки, нырнул в изучение серьезно и глубоко.
– У меня есть четкий подстрочник, чтобы понимать, о чем я пою. Теперь он не нужен – я начал думать на итальянском языке, и это очень приятно. Каждый, кто участвовал в этой постановке, неимоверно вырос – как вокально, так и актерски, а работа с Феликсом Павловичем – отдельная история. Спасибо за это театру и Платоновскому фестивалю. Работа с Михаилом Владимировичем тоже была очень интересной и лично мне очень помогла. Три месяца назад я был гораздо скромнее, более робким, – рассказал Федор Костюков.
Дирижер Феликс Коробов отметил, что «Свадьба Фигаро» намного сложнее «Дон Жуана» – и музыкально, и драматически, и вокально.
– Это совершенно другая ступень. Вокалисты должны были выучить вдвое больше речитативов, чем было в «Дон Жуане». Ансамбли, итальянский язык... Я понимаю весь ужас воронежской труппы, когда они получили эти ноты за пару месяцев до премьеры – они сходили с ума. Спасибо воронежскому театру, что были приглашены педагоги по вокалу и итальянскому языку: это позволило сразу поднять уровень постановки. Была творческая атмосфера, желание прыгнуть через свою голову – и многие это сделали не один раз, – сказал маэстро.
Партию Сюзанны исполнила Александра Добролюбова, а роль графа досталась Кириллу Афонину. Для участия в спектакле пригласили солистку Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталью Петрожицкую (графиня Розина) и солистку Большого театра Катарину Лукаш (Керубино). По словам Натальи Петрожицкой, она учила роль графини с нуля, и рада, что рождение ее героини произошло именно в сотворчестве с артистами, которые работают в театре оперы и балета.
– Мы все делали вместе. Эти месяцы прошли мимолетно, мы стали большой командой, подружились и подтянулись друг к другу по стилю. Это такое счастье! Прекрасный театр с традициями и людьми, которые живут театром, – сказала солистка.
Действие спектакля перенесено в послевоенное время. После долгих лет войны и лишений в замке графа Альмавивы ожидается радостное событие – свадьба его камергера Фигаро. Дальше по сюжету – граф пытается вернуть отмененное им самим право первой ночи, чтобы добиться невесты Фигаро Сюзанны. По словам Федора Костюкова, он столкнулся с внутренним конфликтом на первых репетициях – Михаил Бычков требовал ненависти к графу, а герой артиста был настроен легко. В этот момент солисту пришлось переступить через себя.
– Получилось драматичнее, живее, натуральнее. Новые обстоятельства – послевоенное время, долгие годы войны, потери – все это раскрыло образ Фигаро по-новому. Получился серьезный герой, трагичный, не такой, каким я себе его представлял, – признался Федор Костюков.
Инициатором постановки «Свадьба Фигаро» в Театре оперы и балета стал Александр Литягин.
– Я доволен постановочной группой, которая работала на этом спектакле, и неимоверно рад за солистов театра, которые совершили личный огромный подвиг. У них горели глаза, они понимали, что не успевают, но выдавали результат – это большая школа для них. Что касается оркестра – как только маэстро становился за пульт, происходило чудо, – сказал худрук театра.
Перед началом спектакля художественный руководитель фестиваля Михаил Бычков зачитал приветствие от вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева, который является одним из основателей фестиваля:
– Платоновский фестиваль считается одним из наиболее авторитетных и известных культурных событий нашей страны. Он отличается дружеской и доброжелательной атмосферой, сложившимися традициями, и предоставляет лучшие и интересные театральные представления, перформансы, выставки, лекции, музыкальные произведения, литературные новинки, а главное – объединяет на своей творческой площадке признанных мастеров и талантливую молодёжь. Фестиваль по праву стал символом культурного воронежского лидерства, олицетворением и подтверждением качественного изменения социокультурного пространства нашего края, что послужило импульсом к развитию экономики. Он также стал отображением настоящей столичности, примера симфонии власти, бизнеса и общества – что создаёт уникальную среду общения людей. Отрадно, что фестиваль развивает и сохраняет творчество писателя Андрея Платонова, его мощный философский потенциал, стремление постичь логику народной жизни, смысл и назначение человека на земле. Особые слова благодарности хочется выразить основателю и бессменному художественному руководителю Платоновского фестиваля Михаилу Владимировичу Бычкову, его таланту художника и организатора. А также поблагодарить наших спонсоров, команду организаторов, волонтеров и, конечно, губернатора Александра Гусева, за то, что фестиваль живет и продолжает, говоря словами Платонова, «сеять души в людях».
Губернатор Александр Гусев не смог присутствовать на открытии фестиваля, так как в это время возвращался с Петербургского международного экономического форума. Его приветственное слово зачитал заместитель председателя правительства Воронежской области Олег Мосолов:
– Международный платоновский фестиваль искусств из года в год увеличивает географический охват своих участников и афишу мероприятий. На сей раз расширили временные рамки – с весны до осени. Выражаю признательность тем, кто дарит нам такой праздник: талантливым актерам, режиссерам, музыкантам, художникам, литераторам, и, конечно же, команде организаторов. Спасибо чуткой, образованной, благодарной воронежской публике и гостям нашей области за внимание к фестивалю. Желаю всем вдохновения и наилучших впечатлений от нашего культурного праздника.
Зампредседателя облправительства добавил, что Платоновский фестиваль искусств – пример того, что, несмотря на трудности, изменяющиеся условия и мировые вызовы ничего не может остановить процесс творчества.
– Фестиваль является самым ярким событием нашей культурной палитры, не только Воронежской области и Центрального Черноземья, но и всей России. В этом году он подарил радость общения с Большим театром, и это не только первые возможности, а позиция, которая должна стать постоянной. То, что сейчас происходит, заслуживает большого уважения и слов благодарности всем людям, которые к этому причастны, – резюмировал Олег Мосолов.
Михаил Бычков напомнил, что в 2021 году фестиваль проходит в три этапа. Первый прошел в апреле, когда на сцене Театра оперы и балета показали балет Большого театра России «Укрощение строптивой» на музыку Дмитрия Шостаковича в постановке французского хореографа Жана-Кристофа Майо, художественного руководителя Балета Монте-Карло. С 3 по 20 июня пройдет российская часть программы, а осенью будет показана зарубежная.
– Хочу поблагодарить учредителей фестиваля – правительство Воронежской области, губернатора Александра Гусева и мэрию Воронежа. Несмотря на все трудности, мы получили традиционное финансирование на проведение фестивальных мероприятий. Это очень важно в дни, когда бизнес, который традиционно поддерживает наш фестиваль, испытывает серьезные трудности. Эта поддержка сейчас очень ценна, но не так велика, как раньше; надеюсь, это временное явление, – сказал худрук фестиваля.