Жительница Воронежа Юлия Лысякова ездила волонтером в район боевых действий на Украину, сплавлялась по горным рекам и не раз становилась победителем рыцарских турниров. Зачем вузовскому преподавателю зарубежной литературы такой экстрим и почему ее самый жестокий бой еще впереди, выяснили корреспонденты РИА «Воронеж».
От Средневековья до Серебряного века
Юлия занимается в клубе исторического фехтования и реконструкций «Аскалон».
– Многих мои увлечения настораживают. Думают либо про кризис среднего возраста, либо – «ку-ку». Но опасность помогает мне духовно развиваться, жить яркой и насыщенной жизнью, – признается женщина.
В повседневной жизни Юлия – в элегантных нарядах и на каблуках. Студенты относятся к ней с пиететом и ее лекциями не манкируют. Диссертацию Юлия защитила по творчеству поэта Серебряного века Андрея Белого. Символизм, постмодернизм – ее конек.
С семейной жизнью тоже все в порядке. Муж-единомышленник, уже взрослые дети: дочери – 18 лет, сыну – 19.
В «Аскалон» Юлию привел сын.
– Первые 15 лет после рождения детей я занималась исключительно семьей. Хлопотала по хозяйству, водила детей на кружки, учила с ними уроки и думала, что так моя жизнь и пройдет. Но однажды оказалась в этом подвале «Аскалона», – вспоминает женщина.
Вначале Юля просто наблюдала за тренировками сына, потом захотела сама окунуться в эпоху Средневековья. Стала шить исторические наряды. Провела отпуск в историческом лагере. Готовила средневековую еду, разучивала танцы той эпохи. Однажды «созрела» до того, чтобы самой взять в руки фальшион – средневековое оружие, в котором совмещены топор и меч.
Сын Юлии расстался с хобби – поступил в институт искусств, и времени на тренировки у него не осталось.
Доспех для успеха
«Аскалон» – островок Средневековья в Воронеже. Здесь занимаются историческим фехтованием, стрельбой из лука, профессиональными боями на ристалище. Еще можно научиться шить средневековую одежду, исполнять танцы и готовить еду той эпохи. В клубе – 15 человек: студенты, бизнесмены, строители, преподаватели, кузнецы, музыканты. Состоять в средневековом братстве – дорогое удовольствие. «Рыцарское» хобби забирает много времени и денег. Некоторые считают это увлечение побегом в «другое измерение» – туда, где жизнь кажется ярче и справедливей.
Чтобы облачиться, по выражению членов клуба, в «полный доспех», Юле нужен помощник и 20 минут. Сначала она надевает нательное белье – белоснежное брэ (разновидность кальсон в Средние века) и камизу – рубашку с длинными цельнокроенными рукавами.
Одежда ручной работы из натуральных тканей, сшитая по историческим эскизам. Затем шоссы – две штанины, которые специальным образом завязываются.
– Там простежка «кирпичиком». И на «дублете» (стеганой куртке) тоже. Это для амортизации и чтобы, когда бьешь мечом, ткань не тянулась, – поясняет Юлия.
Потом крепится «железо». Здесь и нужен ассистент – супруг Алексей, который старательно прилаживает рыцарские латы.
– Мы заковываемся хорошо – как богатые рыцари. Чтобы минимизировать риск травмирования. У Юли доспех раздельный: «наруч», «локоть», «ноги». Синяки и царапины после боев все равно будут, но с такой «броней» их меньше, – объясняет тренер Даниил Юдин.
Юля весит 47 кг, доспех тянет на половину ее веса. Нетренированному человеку в таком «боекомплекте» до ристалища не дойти, не говоря уже о том, чтобы с такой нагрузкой бегать, прыгать, махать мечом и победить в финале.
Даниил говорит, что Юлия слишком хрупкая и настойчиво советует ей «побольше есть».
– Из-за того, что она такая легкая, ее легко сбить с ног. Со всеми «железками» даже до 70 кг не дотягивает…При таких габаритах спасает только техничность и быстрота, – рассказывает тренер.
За тренировку с Юлии сходит «сто потов». Так что шансов набрать вес – никаких.
Ради турнирных боев пришлось пожертвовать прической.
– Волосы все время путались под шлемом. Пришлось обкромсать, – поясняет Юлия.
Бой до победного
Даниила в клубе называют Великим магистром ордена Аскалон.
– Мы несколько раз в год выезжаем в другие города на турниры. В селе Конь-Колодезь в Липецкой области, что в 56 км от Воронежа, у нас есть своя земля, где мы устраиваем масштабные бои. Исторически средневековое сражение происходит до тех пор, пока противник не окажется на земле, – объясняет Юдин.
По словам наставника, в поединке используются приемы рукопашного боя и классического фехтования.
Первый чемпионат мира по рыцарским боям прошел в 2010 году, но женская номинация появилась только в 2016-м. В последнем чемпионате мира принимали участие 45 стран. Россия, по словам Юдина, побеждает во всех номинациях, хотя в женских поединках нет равных украинкам.
– В нашем клубе Юля первая из женщин, пожелавшая стать рыцарем. У нее большой потенциал и она может многого добиться, – уверен магистр.
«Жизнь интереснее литературы»
Муж Юлии не сразу оценил хобби супруги.
– Это сложно принять, потому что очень необычно. Когда бьются стенка на стенку – это вообще страшно, бьются до крови. Я не хожу на это смотреть, для меня это слишком жестоко. Но сегодня отношусь к увлечению жены терпимо. Я понял, что это дает ей уверенность в себе. Она выглядит хрупкой и беззащитной, из-за чего многим хочется ею помыкать. Она, думаю, за этим и пришла в клуб, чтобы почувствовать свою внутреннюю силу, – говорит Алексей.
По словам Юлии, она уважает опасность, из-за чего некоторые считают ее ненормальной.
– Своим студентам всегда говорю: жизнь интереснее литературы. Я сплавлялась по речным порогам. Волонтерила в поисковом отряде – искала пропавших людей. Находила трупы с выклеванными глазами, засовывала их в мешок…Лазила по чердакам в поисках сбежавших детей. Ездила с гуманитарной помощью на Украину, когда там война началась. Я уважаю опасность. В экстремальных условиях узнаю много нового о себе – сколько во мне человеческого, сколько звериного. Благодаря рыцарским боям я узнала, например, что я сильная, – делится Юлия.
На нынешнем этапе жизни она воспитывает в себе «внутреннего мужика».
– «Внутреннюю женщину» я реализовала сполна: 20 лет супружества, двое взрослых детей и т.д. А вот к «мужику» есть вопросы. При этом у меня нет дикой нацеленности на победу. Если противники недооценивают меня, они могут за это поплатиться. Мне по силам уложить на ковер человека вдвое больше себя, – говорит женщина-рыцарь.
По словам Юлии, в настоящем бою – страшно.
– Больше всего боишься причинить боль. А бить приходится. В последнем бою, к примеру, я так рефлексировала, что продула. Моя визави тоже боялась меня бить, это было видно по глазам. Но это не значит, что мне не придется когда-нибудь столкнуться с тем, для кого победа – все. Возможно, это будет очень жестокий бой, – говорит Юлия.