День автомобилиста ежегодно отмечают в последнее воскресенье октября. В 2019 году праздник приходится на 27 октября. РИА «Воронеж» публикует истории об удивительном автопутешествии, необычном автомастере и редкой машине.
На «Оке» – на Кольский полуостров
Лариса Радостина свое самое памятное в жизни путешествие совершила шесть лет назад и считает, что другого хоть сколько-нибудь похожего не будет – такие авантюры случаются только раз в жизни.
– Путешествовать я люблю и однажды отправилась на соленое озеро Эльтон в Саратовской области – о нем говорят, что это маленькое Мертвое море. В пути познакомилась с туристами, которые путешествовали на «Оке». До этого я ее и машиной-то не считала. А они, как выяснилось, ездили на «Оке» даже на Байкал! Покатали меня на этой крохе, я увидела, что у машинки неплохая проходимость, она компактная, мало ест бензина. Вернулась домой и… купила «Оку».
Тут же, не откладывая в долгий ящик, Лариса с 20-летним сыном собрались в путешествие – у обоих как раз был отпуск. Поскольку у сына еще не было водительских прав, вести машину весь путь предстояло одной Ларисе.
– На тот момент у меня был опыт вождения, которым можно пренебречь. Но меня это не остановило. Я лет 20 мечтала отправиться на Кольский полуостров – это моя родина, я там выросла. И вот у нас появилась реальная возможность туда отправиться. На трассе поначалу было страшновато, особенно когда маленькую машинку окружали громадные фуры со всех сторон. Конечно, это чудо, что я не попала ни в малейшую аварию, – считает Лариса.
Путешественники проехали Белоруссию, Псков, Ленинградскую область, всю Карелию. Задерживались в интересных местах, национальных парках, заповедниках, посещали музеи. Но целью был все же Кольский полуостров. Повсюду на «Оку» из дальнего региона, расписанную божьими коровками, обращали внимание и то и дело фотографировали.
– Мы добрались до Мурманска и погостили у родственников, но хотели попасть на берег океана. На Кольском полуострове много непроходимых мест. К океану можно было проехать через Териберку. Это необыкновенные места: каскады озер, скалы, водопад впадает прямо в Баренцево море. Мы выехали на «Оке» прямо на берег моря, проехали весь Кольский полуостров. Конечно, было несколько нестандартных моментов. Однажды «Ока», оставленная на склоне горы, покатилась вниз. Если бы это была более тяжелая машина, она бы рухнула с горы, но нашу малышку нам удалось остановить просто руками, – вспоминает Лариса.
В другой раз микролитражку пришлось ремонтировать в дороге: вытекла тормозная жидкость, и до ближайшего сервиса Лариса вела машину со скоростью 20 км/ч и без тормозной жидкости.
– Запомнилась не только грандиозная природа, но и встречи с удивительными людьми. В поселке Апатиты мы искали музей, и нам встретилась женщина, которая пригласила нас в гости. Потом она сказала: мне некогда, я ухожу, берите все, что хотите, в холодильнике, а ключ оставьте у соседки. Вообще в эту поездку нам встретилось много интересных людей, которые любили свой край и старались сохранить его природу, – вспоминает автолюбительница.
Ночевали путешественники в палатке. И не везде природа была прекрасна. В горнодобывающем Мончегорске долго не удавалось найти место для ночлега: то всюду разрытые отвалы горной породы, то вообще груды мусора.
Маленькая «Ока» прошла 7 тыс. км и благополучно вернулась домой в тот самый день, когда у Ларисы кончился отпуск. Вскоре машинка сломалась в городе практически на ровном месте – полетел задний мост. Лариса ее не стала восстанавливать:
– Это была машина одного путешествия. Как ни странно, проехав столько километров по незнакомым местам, я не почувствовала себя более опытным водителем. Лишь сделала вывод, что для дальних поездок нужен автомобиль покрепче.
«Мотодоктор» для старых машин
Алексей Стребков занимается ремонтом автотехники. Но стандартные, «как под копирку», машины он не любит:
– Новые машины – квадратные, как топором обрубленные, никаких форм. Совсем другое дело – старые модели, особенно японские. Японцы делали их для себя, для внутреннего рынка. У таких машин многомиллионные пробеги и до определенного времени даже выпускались оцинкованные кузова. А сейчас у новых японских машин официально заявленный ресурс – 150 тыс. км, потому что сегодня автомобили производят не инженеры, а маркетологи, и этим все сказано.
По словам мастера, старые машины часто приобретают и тюнингуют для гонок и дрифта. Современных моделей, которые максимально приспособлены для таких увлечений, просто нет. Часто дрифтят на тех же «японцах», старых ВАЗ-2101 («копейках») или «тройке» на пневмоподвеске.
– Кроме того, современные машины напичканы электроникой, поэтому без компьютера и спецоборудования к ним с ремонтом можно даже не подходить. А старую машину, аналоговую, ламповую, можно отремонтировать прямо в поле. У военных, кстати, даже современная техника без электроники, потому что она должна быть максимально надежной, – отмечает Алексей.
Сам он ездит на минивэне Toyota Estima 1990-х годов. У нее полный привод, семь посадочных мест и салон-трансформер: если разложить сиденья, можно спать, как на кровати. Также Алексей восстанавливает Toyota Sprinter Marino 1991 года, чтобы ездить на ней.
– В нашей мастерской мы занимаемся реставрацией старых автомобилей, стараемся восстановить их до первоначального состояния. Это не всегда легко. Старые запчасти, которые более полувека назад сняли с производства, бывает практически невозможно найти, их приходится изготавливать на заказ. Например, в Питере есть фирма, которая по старым чертежам делает запчасти вручную с нуля. Взять хотя бы автопром СССР, выпускавший «Победы», «Волги» (ГАЗ-21). Когда после распада Советского Союза стали разваливаться и заводы, многие инженеры, проектировщики сохраняли документы. Помещения бывших предприятий сдавали под бизнес-центры, и знающие люди приходили на эти руины, искали чертежи среди выброшенных бумаг. У кого был доступ, те вывозили не только документы, но и оставшиеся запчасти, – рассказал авторемонтник.
Для автомобилей зарубежного производства – Cadillac, Buick – запчасти ищут на зарубежных сайтах, например на eBay. По словам Алексея, американцы старые машины не ценят: для них какой-нибудь Buick, которых было выпущено очень много в свое время, все равно что «Москвич» для россиянина. Японские машины на запчасти привозят через порты Владивостока и Новосибирска.
– Создаем мы и необычные машины. Например, превращаем 21-ю «Волгу» в кабриолет с откидной крышей от Chrysler. Удача сложных проектов зависит от финансирования. Иногда на реализацию задуманного у клиента не хватает денег, и обидно, когда проект останавливается на полпути. Реставрация в оригинал той же 21-й «Волги» займет порядка двух лет и будет стоить больше миллиона, – сообщил мастер.
Но есть и другие препятствия: в частности, у фантастических моделей возникают проблемы с регистрацией.
– Раньше самодельную машину, которую ты сам придумал и собрал, можно было без проблем поставить на учет и ездить на ней. Сейчас, если ты модернизировал старую машину, практически невозможно получить на нее документы. Этому препятствует бюрократия, очень много стало инстанций, которые нужно пройти. Поэтому проще искать заводские машины с оригинальным дизайном и их восстанавливать, на них, по крайней мере, есть все документы и сертификаты, – говорит Алексей.
Алюминиевая малышка
Маргарита Казеннова ездит на серебристой Audi A2 всего два месяца, а ее машину уже успели сфотографировать десятки раз. Вызывает интерес необычная форма автомобиля. Он небольшой, компактный, с панорамной крышей, так что пассажиры могут наслаждаться звездным небом или падающим снегом.
– Таких машин в Воронеже только три. По крайней мере, как мне известно. Редкая модель, и объясняется это тем, что выпускалась она всего несколько лет: с 2001-го по 2005 год. Моя Audi A2 – 2001 года выпуска. Некоторые коллекционеры специально охотятся за этой моделью. У одного форумчанина-иностранца целых три Audi A2, – рассказала девушка.
Но главные фишки автомобиля скрыты от посторонних глаз. Дело в том, что кузов машины полностью состоит из алюминия, покрытого пластиком. Это стопроцентная гарантия от коррозии, но для производителя это оказалось слишком дорого, поэтому выпуск Audi A2 прекратили.
– Я знаю еще только одну модель из алюминия – это DeLorean 1970-1980-х годов – из фильма «Назад в будущее». Жаль, что мою машину перестали производить. Кажется, пытались сделать концепт в 2015 году, электромобиль, но что-то не пошло, – говорит автовладелица.
Еще одна яркая особенность Audi A2 – ее капот не открывается вверх, а просто снимается. Но делают это обычно работники сервиса, у пользователя в этом нет необходимости. Подкапотное пространство ему недоступно, а отсеки для заливки масла и стеклоочистителя выведены наружу. Хотя Маргарита признается, что в дороге уже приходилось снимать крышку. Сразу ехать в сервис – это все же слишком по-европейски.